Всемирный день науки

Всемирный день науки

     Фундаментальные науки, такие как физика, химия, биология и математика, сделали возможным появление самой идеи устойчивого развития. Благодаря им мы получили свободный доступ к воде и пище, энергии и технологиям связи. Именно они позволили понять последствия нашего влияния на планету: разрушение озонового слоя, изменение климата, истощение ресурсов и вымирание видов. Благодаря достижением фундаментальной науки мы получили средства и инструменты, чтобы уменьшить это влияние и даже предотвратить.Результаты прикладных исследований обычно всегда на виду. Роль же фундаментальной науки, основанной на научном любопытстве, остается скрытой. Тем не менее она лежит в основе любых технологических прорывов и инноваций, без нее невозможна подготовка квалифицированных специалистов и нового поколения ученых, тех людей, которые будут принимать решения, определяющие наше будущее. Каждый человек, независимо от его социального статуса или происхождения, должен иметь возможность заниматься наукой. Важно подчеркивать роль женщин в науке и создавать условия для того, чтобы они чаще выбирали научную карьеру и могли полностью реализовать себя.Научное образование с ранних лет пробуждает интерес к научным исследованиям и стимулирует молодежь идти в науку, что необходимо для развития человечества. Кроме того, научные методы и любознательность могут быть включены во все сферы личной, профессиональной и общественной жизни, что важно для воспитания ответственных и самостоятельных граждан.Всемирный день науки за мир и развитие отмечается ежегодно 10 ноября. Впервые объявленный ЮНЕСКО в 2001 году, день посвящен углублению диалога между учеными и широкой общественностью, и подчеркивает то значение, которая наука имеет для всех нас.Вплоть до начала Нового времени ученые не стремились делиться результатами своих исследований. Во-первых, до развития книгопечатания это было сложно сделать технически. В основном ученые вели личную переписку с коллегами и работали независимо друг от друга. Второй же значимой причиной была невозможность избежать плагиата и закрепить за собой первенство открытия. Ученые даже шифровали свои записи, чтобы неподтвержденные гипотезы не стали достоянием общественности до их доказательства. Многие скрывали свои изобретения до тех пор, пока не удавалось извлечь из них выгоду.Научная революция сделала науку и более открытой. Как сами ученые начали испытывать нужду обмениваться своими открытиями и обсуждать их на международном уровне, так и общество все живее интересовалось новшествами в сфере, раньше привлекавшей только узкий круг интеллектуалов. Наука навсегда изменила образ мира. Революционные открытия в медицине позволили победить болезни, веками терзавшие человечество. Прогресс в сельском хозяйстве позволил накормить голодающих и обеспечил взрывной рост населения. Открытие электричества и энергии пара улучшило общий уровень жизни населения.Но была у прогресса и обратная сторона: загрязнение окружающей среды, увеличение имущественного неравенства, разрыва в уровне жизни между европейскими странами и остальным миром. Наконец, именно наука создала доселе невиданное оружие: от динамита до ядерной бомбы.Общественность всегда смотрела на науку с восхищением и опаской. Вера в светлое будущее, обещаемое прогрессом, сменялась опасением перед разрушительной мощью не до конца понятных сил природы. В кризисные времена на ученых всегда возлагаются большие надежды, и одновременно их же часто винят в бедах цивилизации. Такая тенденция сохраняется и сегодня. После начала пандемии Covid-19 это стало наиболее актуально. Несмотря на беспрецедентный уровень мобилизации научного общества и на ту поддержку, которую получили врачи и ученые, так же ярко проявилась и обратная сторона.ВОЗ назвал это явление «инфодемией» или информационной пандемией. Огромное количество непроверенной и часто лживой информации захлестнуло интернет. Панические и разжигающие ненависть высказывания заполнили информационное пространство, заглушив собой разумные доводы. Между критикой, которая обрушилась в XVIII веке на внедрение вакцинации от оспы, и отказом современных образованных людей от вакцинирования от Covid-19 пугающе много общего. Сравнительно безобидные конспирологические теории, как общество плоской Земли, могут казаться не заслуживающими внимания. Но вот движение против вакцинации несет в себе вполне прямую опасность для человечества. Поэтому среди главных приоритетов развития науки ЮНЕСКО объявляет рост научной грамотности населения.Одна из самых значимых причин распространения фейков — отсутствие им альтернативы. Специалисты далеко не всегда способны оперативно и на понятном языке ответить на вопросы обывателя. Для борьбы с инфодемией эксперты должны чаще общаться с людьми, просто и понятно рассказывать о сути своей работы на площадках, удобных аудитории: в блогах и на страницах сетевых изданий. Только так можно научить людей спокойно и взвешенно анализировать информацию, и не распространять непроверенные скандальные заявления.Только гармоничное развитие науки способно обеспечить реализацию всех плюсов двойного перехода без дополнительных потрясений. И для этого она должна быть открытой и доступной для всех. Право на науку, в равной мере на участие в научной деятельности и на пользование ее достижениями, это одно из основных прав человека. Развитие открытой науки — один из основных принципов, провозглашенных ЮНЕСКО.

 

            Врач по общей гигиене  Д.В. Кутепов