В настоящее время отмечается резкое увеличение занимающихся детей дошкольного, ясельного возраста в образовательных и учреждениях дополнительного образования. При этом часто педагогами, родителями не учитываются гигиенические нормативы и требования, элементы педагогики и психологии, особенности детского организма, возрастная физиология, влияющие на здоровье и на способности ребенка.
В нашей стране обязательное школьное обучение детей введено с 6–7 лет. Как правило, к этому времени организм ребенка морфологически и функционально подготовлен для обучения.
Умственная работа является продуктом деятельности клеток коры головного мозга, которая у детей обычно сопровождается двигательной активностью – работой мышц. Мышечная работа, в свою очередь, связана с деятельностью центральной и периферической нервной системы. Таким образом, труд ребенка представляет собой продукт обязательного сочетания умственного и физического труда.
Результатом выполнения ребенком любой работы с чрезмерной нагрузки, нарушением режима дня и правил личной гигиены, способствует утомлению организма в связи с тем, что в процессе деятельности запасы энергии, накопленные в клетках и необходимые для работы, постепенно истощаются. Постепенное нарастание умственного утомления выражается в снижении работоспособности: уменьшается количество и ухудшается качество сделанного, снижается интерес к работе, нарушается координация отдельных операций, рассеивается внимание, ослабляется память, появляется неуверенность. Временное снижение работоспособности клеток мозговой ткани и всего организма в целом называется утомлением. Это естественное физиологическое явление. Избежать его нельзя, но умелое использование методики работы и своевременная разгрузка организма позволяют на некоторое время отсрочить утомление.
Проводимые занятия с детьми, без учета нервно-психологических, физиологических особенностей ребенка, гигиенических, педагогических регламентов, грамотного индивидуального подхода к ребенку ведет к переутомлению, угнетению нормальных жизненных функций, снижению устойчивости к неблагоприятным факторам, заболеваниям, повышению восприимчивости к инфекционным болезням, нарушению взаимосвязи между системами организма.
Оптимальная организация занятий с детьми включает в себя рациональную организацию учебного и воспитательного процесса с учетом физиологических возможностей ребенка, гигиенических норм. Сюда входит создание оптимальных условий, которые способствуют сохранению работоспособности ребенка, его нормальному росту и развитию, укреплению его здоровья. Следовательно, все стороны учебы и воспитания детей (соблюдение гигиенических требований режима дня занятиям, выполнения домашних заданий, возрастное нормирование нагрузки на нервную систему и мышечный аппарат, правильная организация быта, полноценный отдых и др.) должны быть тесно взаимосвязаны.
Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.
В период кризисного возраста детей под влиянием внешней среды у относительно здоровых детей проявляются различные заболевания. Неблагоприятные факторы внешней среды подталкивают к ухудшению здоровья детей. С физиолого-гигиенической точки зрения создание благоприятных условий среды обитания детей является существенным фактором сохранения здоровья.
Врач по общей гигиене Ю.Семенов
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии»