Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная проблема.
Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и снижение детского травматизма необходимо проводить целенаправленно, исходя из причин и обстоятельств возникновения травм.
Детский травматизм зачастую является обратной стороной процесса изучения и познания ребенком окружающего мира и своих собственных возможностей, однако необходимо сведение этого явления к минимуму и его исключению насколько это возможно, а так же своевременное оказание пострадавшему ребенку необходимой медицинской помощи для предупреждения развития осложнений и скорейшего восстановления целостности и функций организма. Возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.
Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом.
Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них.
При анализе многочисленных случаев детского травматизма следует отметить его зависимость от пола, поскольку мальчики чаще подвергаются воздействию различных травмирующих ситуаций, нежели девочки, и возраста, когда подразумевается качественный состав всех случаев травматизации. У детей первого полугодия жизни значительно чаще, чем у детей других возрастов, отмечаются случаи попадания в дыхательные пути инородных тел и ранения тканей ротовой полости, поскольку в этот период рецепторный аппарат слизистой оболочки ротовой полости является доминирующим, и ребенок тянет в рот все, что ему попадается под руку. В годовалом возрасте большинство детей начинает самостоятельно ходить, что создает предпосылки для падений с невысоких предметов и на ровном месте. В позднем дошкольном возрасте с развитием некоторой самостоятельности и повышением уровня любопытства значительно возрастает вероятность помимо механических травм, так и электрических, термических, химических ожогов, а также ранений. В младшем школьном возрасте с изменением образа жизни (посещение школы, прогулки на улице без присмотра родителей) повышается риск попадания ребенка в дорожно-транспортные происшествия, падения с высоты, ранения. В летний период учащаются случи получения травм и гибели детей при посещении водоемов. В зимний период учащаются травмы при катании с горок, на катках, падения ввиду обледенений дорог.
По характеру, обстоятельствам и причинам получения травм, уместно деление детского травматизма на: родовой, бытовой, уличный (как транспортный, так и нетранспортный), школьный, спортивный, прочий.
Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них.
Дети – самые уязвимые участники дорожного движения. Наезд на пешехода - самый распространенный вид ДТП. Основная доля наездов со смертельным исходом приходится на темное время суток, когда водитель не в состоянии увидеть вышедших на проезжую часть людей. Сопутствуют этому обычно неблагоприятные погодные условия - дождь, слякоть, туман, в зимнее время - гололед, и отсутствие какой-либо защиты у пешеходов в виде световозвращающих элементов на верхней одежде. Пешеход становится заметнее, если на одежде имеются светоотражающие элементы.
Но полагаться только лишь на светоотражающие элементы тоже не стоит. Это всего один из способов пассивной защиты. Необходимо помнить о воспитании грамотного пешехода с детства. Чтобы ребенок не нарушал Правила дорожного движения, он должен не просто их знать - у него должен сформироваться навык безопасного поведения на дороге. Наглядный пример родителей – лучший урок для ребенка!
На ряду с работой с детьми, одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в образовательном учреждении является также работа с родителями, поскольку проблемы, связанные с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках образовательного учреждения. Родителям необходимо объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье, поскольку родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания, и поэтом взрослым необходимо самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни.
Работа родителей по предупреждению травматизма должна идти в направлении устранение травмоопасных ситуаций и систематического обучения детей основам профилактики травматизма. Важно при этом не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.