Оказание услуг мобильной связи

Потребителем (абонентом) по договору оказания услуг мобильной связи является гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий или использующий услуги  подвижной связи исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Исполнителем (оператором связи) может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги мобильной связи, на основании лицензии.

Потребитель имеет право на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе, режиме его работы и оказываемых им услугах, которая доводится до сведения потребителей в наглядной и доступной форме при заключении договоров об оказании услуг, на русском языке.

 Информация об исполнителе услуг должна содержать:

-фирменное наименование (наименование) организации;

-место ее нахождения (адрес);

-режим работы;

-вид деятельности исполнителя, номер лицензии, сроке ее действия, об органе, выдавшем лицензию.

 

Информация об услуге должна содержать:

- сведения об основных потребительских свойствах услуг, в том числе о зоне обслуживания сети подвижной связи;

- цену в рублях (тарифы на услуги) и условия приобретения услуг;

- правила и условия эффективного и безопасного использования услуг;

- информацию о правилах оказания услуг связи.

Право на качество (статья 4 Закона о защите прав потребителей, пункт 1 статьи 46 Закона о связи, пункт 25 Правил оказания услуг подвижной связи).

Потребитель имеет право на качество услуги, соответствующее законодательству Российской Федерации, национальным стандартам, техническим нормам и правилам, лицензии, договору об оказании услуг связи, обычно предъявляемым требованиям и пригодное для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

Право на безопасность (статья 7 Закона о защите прав потребителей).

Потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя.

Право на то, чтобы условия договора не ущемляли права потребителя (пункт 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей).

Ущемляющими права потребителя признаются условия, прямо противоречащие законодательству, а также условия ухудшающие положение потребителя по сравнению с предусмотренным законодательством.

Типичными для договора оказания услуг мобильной связи условиями, ущемляющими права потребителя, являются:

- условие о навязывании дополнительных услуг без согласия абонента за отдельную плату;

- условие о  предоставлении оператору связи права в одностороннем порядке изменять условия договора, условия предоставления услуг;

- условие о предоставлении оператору связи права отказа в заключении договора или в оказании услуг по договору в случае непредоставления абонентом документов, поименованных в договоре.

Последствия нарушения прав потребителя

Законодательством предусмотрены следующие правовые последствия нарушения исполнителем прав потребителя.

Нарушение права на информацию (пункт 1 статьи 12 Закона о защите прав потребителей, подпункт «д» пункта 57 Правил оказания услуг подвижной связи)

Нарушение исполнителем права потребителя на своевременное полное предоставление при заключении договора информации об услуге влечет за собой:

право потребителя требовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора;

право потребителя отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за оказанную услугу подвижной связи сумму и возмещения причиненных убытков (в случае, если договор заключен).

 Нарушение права на качество услуги связи (подпункты «в», «г» пункта 57 Правил оказания услуг подвижной связи)

Некачественное оказание услуг подвижной связи, в том числе в результате ненадлежащего содержания сети подвижной связи  влечет за собой:

право потребителя требовать от исполнителя безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги подвижной связи, а также уменьшения стоимости услуги подвижной связи.

Оказание не всех услуг подвижной связи, указанных в договоре, влечет за собой:

право потребителя требовать от исполнителя соразмерного уменьшения стоимости услуг подвижной связи, а также отказ от исполнения договора абонентом.

 

Нарушение права на получение услуги связи в установленные сроки (подпункты «а», «б» пункта 57 Правил оказания услуг подвижной связи)

Нарушение сроков предоставления доступа к сети подвижной связи влечет за собой:

право потребителя требовать от исполнителя уплаты неустойки в размере 3 % стоимости услуги подвижной связи за каждый день просрочки вплоть до начала обеспечения доступа к сети подвижной связи, если более высокий размер неустойки не указан в договоре, но не более стоимости услуги подвижной связи.

Нарушение установленных в договоре сроков оказания услуг подвижной связи влечет за собой:

право потребителя требовать от исполнителя уплаты неустойку в размере 3 % стоимости услуги подвижной связи за каждый час просрочки вплоть до начала оказания услуги подвижной связи, если более высокий размер неустойки не указан в договоре, но не более стоимости услуги подвижной связи;

право потребителя требовать от исполнителя возмещения убытков.

Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя (пункт 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей)

Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению исполнителем в полном объеме.

Нарушение права на безопасность (статья 14 Закона о защите прав потребителей)

Потребитель имеет право на возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков услуги, в полном объеме.

Красночетайский район Чувашской Республики