Идет второй год реализации федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с умственной отсталостью. Закон об образовании гласит, что все дети с ОВЗ имеют равные права в получении качественного образования.
Со временем проблем становятся не меньше, а, наоборот, больше. Значимая часть проблем связана с отсутствием специального образования у тех педагогов, которые должны организовать образовательный процесс с такой категорией детей. Ведь речь идет о том, что с введением ФГОС должны обучаться дети, призванные раньше необучаемыми.
Дети с тяжелыми и многочисленными нарушениями в развитии требуют специальных знаний в области специальной психологии, дефектологии и лечебной физкультуры, медицины. Отсутствие знаний в таких областях может навредить здоровью детей.
Отсутствие специалистов сопровождения (педагогов-психологов, дефектологов, логопедов и др) сводит на нет организацию коррекционно-развивающей работы с такими детьми . Практика показывает, что многие педагоги при составлении адаптированных образовательных программ и специальных индивидуальных программ развития испытывают затруднения. В целом варятся в собственном соку… Цель нынешнего заседания, организованное заведующим Центром диагностики и консультирования Алевтиной Савельевой - оказать методологическую и методическую помощь в организации учебного процесса с детьми с ОВЗ».
В завершающей части расширенного заседания специалистов психологических служб общеобразовательных организаций района «Основные направления деятельности специалистов сопровождения в 2017-2018 учебном году. Организация учебного процесса детей с ОВЗ и детей с умственной отсталостью» (19.09 2017 г) приглашенные гости выразили мнение о том, что много полезной информации получили об образовании данной категории детей.
Этому сопутствовало не только «рекордное» количество выступающих (их было около 10 человек), но прежде всего участие в работе данного заседания самих практиков, которым пришлось уже второй год реализовать адаптированные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того на это мероприятие приглашены педагоги и специалисты сопровождения, занимающиеся с детьми, имеющими тяжелые нарушения в развитии. Заместители по учебно-воспитательной работе тоже приняли активное участие.
Так, например, заместитель по начальным классам МБОУ «Красночетайская СОШ» Лилия Матвеева предложила для обсуждения материалы письма Министерства образования и науки РФ от 11.03.2016 № ВК-452-07 «О введении ФГОС ОВЗ», рассказала о комплексных мерах по реализации федеральных государственных стандартов для детей с ОВЗ.
Особый интерес гостей вызвало выступление методиста МБДОУ «Рябинушка» Ларисы Васьковой о роли службы ранней помощи в выявлении и коррекции нарушений развития детей с момента рождения до трех лет.
Данная межведомственная служба призвана выравнивать отклонение в развитии детей до поступления дошкольников в общеобразовательные организации. Докладчика интересует вопрос создания и функционирования психолого-медико-педагогичсеского консилиума образовательного учреждения.
О том, с помощью каких методик можно выявить и диагностировать детей в раннем младенческом и дошкольном возрасте, рассказала педагог-психолог МБДОУ «Рябинушка» Надежда Печникова.
Учитель начальных классов МБОУ «Атнарская СОШ» Тамара Кочеганова свое выступление «Психолого-педагогические особенности детей с РАС. Специальная индивидуальная программа развития» построила на конкретных примерах из жизни сопровождаемого учащегося, обучаемого на дому.
Опытный педагог поделилась с огромной радостью: аутичный ребенок вошел в контакт с учителем, активно начал участвовать в учебно-воспитательном процессе!
Учитель – логопед МБОУ «Красночетайская СОШ» Светлана Ярайкина и тьютор МБОУ «Новоатайская СОРШ» Марина Чучакова решили продемонстрировать электронный прибор «Монолог», который оказывает помощь в коррекции нарушений заикающихся детей.
Социальный педагог МБОУ «Новоатайская СОШ» Алина Осеева сделала сообщение о роли социального педагога в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ.
Инициатор данного заседания, заведующий Центром диагностики консультирования Алевтина Савельева в конце мероприятия ознакомила гостей с основными направлениями деятельности специалистов сопровождения в 2017-2017 учебном году, дала рекомендации по нормативно-правовому, кадровому, учебно-методическому оснащению образовательных организаций в период внедрения федеральных государственных стандартов для детей с ОВЗ, детей с умственной отсталостью.