Учите, играя!

С момента завершения работы муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии будущих первоклассников прошла уже почти неделя. Было время для подведения итогов и переосмысления результатов этой работы.

  Вот уже больше  четверть века работает данная комиссия в нашем районе. За это солидное время что-то безвозвратно ушло в прошлое, что-то осталось без изменений…

Некоторое изменение  перетерпело само содержание тестов, используемых в обследовании детей. Ежегодно меняются сами «виновники торжества» - дети. Совсем другими становятся сопровождающие их родители: время не стоит на месте…

Но неизменными остаются те ощущения и чувства, с какими приходят сюда долгожданные дети и родители…  И не меняется то душевное состояние, с которым мы  их встречаем …

    Многих родителей, несомненно, (как перед экзаменом) охватывает волнение и сомнение «Готов ли мой ребенок к школе? Правильно ли он сделает все задания?».  Сколько не успокаиваешь мам  и бабушек (именно   они  чаще приходят к нам), чтобы они не так сильно  тревожились по поводу результатов тестирования, но человеческая природа такова: всегда «переживается» перед важными жизненными переменами…

  …Да. Иначе и не назовешь, приход в школу - важнейший этап в жизни любого маленького человека. И не только его, но и всей его семьи…

 Вот и встречаются в кабинете Центра диагностики и консультирования   в «настоящем» два важных явления: «прошлое» и «будущее»… «Прошлое»- это пройденный путь ребенка… «Будущее»- учеба в школе…

 На стыке «прошлого» и «будущего» многое зависит от  «настоящего». А важность этого «настоящего» осознают   все.

Не поэтому ли  каждое слово, взгляд, мимика, тон разговора присутствующих имеет смысл, значение …  Уверенные в своем чаде мамы расслаблены. Тревожные родители - напряжены до предела: им хочется помочь и подсказать ребенку.

 Сидящий с нами собеседник - самый важный человек в данный момент жизни! Каждое его дыхание, состояние души мгновенно улавливает мудрый советчик, специалист.

  Радует, что члены комиссии всегда очень приветливо встречают всех гостей… Они всегда готовы помочь любому ребенку и родителю.

 За все годы педагогической практики они почти  научились читать их мысли  Это правда…И это неизменно…

 А что же   изменилось?

 Меняются условия жизни, значит дети, проживающие в этих условиях.

 Так, результаты комиссии свидетельствуют, что родители и детские сады целенаправленно готовят детей к школе. Так, по сравнению с предыдущим годом количество детей, имеющих высокий уровень функциональной  готовности, увеличилось на 8,2 %.  Дети стали более  свободно себя вести (чего не было лет 10 тому назад: у некоторых слово не вытянешь!), смело выполняют задания, усидчивы и внимательны.

Но огорчает тот факт,  что увеличилось количество «натасканных» детей. Детей, которых  активно и многократно «упражняли» до прихода на комиссию по тестам  в надежде  выдать стопроцентные  «прозрачные» результаты. Все прекрасно понимаем, что такого рода «знания» не стабильны и не функциональны.

      Дошкольное образование в настоящее время значительное внимание уделяет развитию познавательной сферы ребенка, любознательности и пытливости ума. Поэтому к школьной (педагогической )  готовности многие относятся скептически.

  Это и правильно: важно у детей развивать основные психические процессы, а на основе этих функций ребенок быстро научится распознавать буквы, писать и считать.

 Но членов комиссии тревожит тот факт, что идет явная тенденция увеличения детей, не знающих буквы. Так, из 124 дошкольников все буквы знают только 68 детей, а  из них чувашские буквы знают только 14 будущих первоклассника!

  Мы  не хотим искать виновных, наше мнение однозначно:  в соответствии с уровнем развития психических процессов ребенок должен  научиться считать, писать и читать. Недоразвитие универсальных учебных  действий приводит к отставанию в интеллектуальном  развитии.

    А ведь «сегодняшний» дошкольник «завтра»  должен научиться писать объемный диктант, читать со скоростью 90 слов в минуту, считать в пределах 100, решать  текстовые задачах в несколько  действий…

 Как он преодолеет все требования программы, если  его интеллект, психика не подготовлены к ожидаемым результатам?

 На  дошкольника обрушивается колоссальна умственная и  психическая нагрузка.

 Последняя не под силу каждому … Особенно тому, у кого слабый тип нервной системы, «не надежный домашний тыл», низкий уровень интеллектуального развития…

    Приходим к такому умозаключению: дорогие родители, начинайте готовить детей к к школе как можно раньше, когда его ум гибок, чувствителен, проницателен и притягателен..

   Занимайтесь так, чтобы ребенок даже не догадывался, что вы его готовите к школе. То есть делать это с азартом, любя, играючи, увлеченно и  с интересом!

Чтобы ваш ребенок привык к мысли,  школа- это чудесная страна знаний!

   Учите, играя!

                                              Заведующий Центром диагностики и консультирования А.Н Савельева