С момента завершения работы муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии будущих первоклассников прошла уже почти неделя. Было время для подведения итогов и переосмысления результатов этой работы.
Вот уже больше четверть века работает данная комиссия в нашем районе. За это солидное время что-то безвозвратно ушло в прошлое, что-то осталось без изменений…
Некоторое изменение перетерпело само содержание тестов, используемых в обследовании детей. Ежегодно меняются сами «виновники торжества» - дети. Совсем другими становятся сопровождающие их родители: время не стоит на месте…
Но неизменными остаются те ощущения и чувства, с какими приходят сюда долгожданные дети и родители… И не меняется то душевное состояние, с которым мы их встречаем …
Многих родителей, несомненно, (как перед экзаменом) охватывает волнение и сомнение «Готов ли мой ребенок к школе? Правильно ли он сделает все задания?». Сколько не успокаиваешь мам и бабушек (именно они чаще приходят к нам), чтобы они не так сильно тревожились по поводу результатов тестирования, но человеческая природа такова: всегда «переживается» перед важными жизненными переменами…
…Да. Иначе и не назовешь, приход в школу - важнейший этап в жизни любого маленького человека. И не только его, но и всей его семьи…
Вот и встречаются в кабинете Центра диагностики и консультирования в «настоящем» два важных явления: «прошлое» и «будущее»… «Прошлое»- это пройденный путь ребенка… «Будущее»- учеба в школе…
На стыке «прошлого» и «будущего» многое зависит от «настоящего». А важность этого «настоящего» осознают все.
Не поэтому ли каждое слово, взгляд, мимика, тон разговора присутствующих имеет смысл, значение … Уверенные в своем чаде мамы расслаблены. Тревожные родители - напряжены до предела: им хочется помочь и подсказать ребенку.
Сидящий с нами собеседник - самый важный человек в данный момент жизни! Каждое его дыхание, состояние души мгновенно улавливает мудрый советчик, специалист.
Радует, что члены комиссии всегда очень приветливо встречают всех гостей… Они всегда готовы помочь любому ребенку и родителю.
За все годы педагогической практики они почти научились читать их мысли Это правда…И это неизменно…
А что же изменилось?
Меняются условия жизни, значит дети, проживающие в этих условиях.
Так, результаты комиссии свидетельствуют, что родители и детские сады целенаправленно готовят детей к школе. Так, по сравнению с предыдущим годом количество детей, имеющих высокий уровень функциональной готовности, увеличилось на 8,2 %. Дети стали более свободно себя вести (чего не было лет 10 тому назад: у некоторых слово не вытянешь!), смело выполняют задания, усидчивы и внимательны.
Но огорчает тот факт, что увеличилось количество «натасканных» детей. Детей, которых активно и многократно «упражняли» до прихода на комиссию по тестам в надежде выдать стопроцентные «прозрачные» результаты. Все прекрасно понимаем, что такого рода «знания» не стабильны и не функциональны.
Дошкольное образование в настоящее время значительное внимание уделяет развитию познавательной сферы ребенка, любознательности и пытливости ума. Поэтому к школьной (педагогической ) готовности многие относятся скептически.
Это и правильно: важно у детей развивать основные психические процессы, а на основе этих функций ребенок быстро научится распознавать буквы, писать и считать.
Но членов комиссии тревожит тот факт, что идет явная тенденция увеличения детей, не знающих буквы. Так, из 124 дошкольников все буквы знают только 68 детей, а из них чувашские буквы знают только 14 будущих первоклассника!
Мы не хотим искать виновных, наше мнение однозначно: в соответствии с уровнем развития психических процессов ребенок должен научиться считать, писать и читать. Недоразвитие универсальных учебных действий приводит к отставанию в интеллектуальном развитии.
А ведь «сегодняшний» дошкольник «завтра» должен научиться писать объемный диктант, читать со скоростью 90 слов в минуту, считать в пределах 100, решать текстовые задачах в несколько действий…
Как он преодолеет все требования программы, если его интеллект, психика не подготовлены к ожидаемым результатам?
На дошкольника обрушивается колоссальна умственная и психическая нагрузка.
Последняя не под силу каждому … Особенно тому, у кого слабый тип нервной системы, «не надежный домашний тыл», низкий уровень интеллектуального развития…
Приходим к такому умозаключению: дорогие родители, начинайте готовить детей к к школе как можно раньше, когда его ум гибок, чувствителен, проницателен и притягателен..
Занимайтесь так, чтобы ребенок даже не догадывался, что вы его готовите к школе. То есть делать это с азартом, любя, играючи, увлеченно и с интересом!
Чтобы ваш ребенок привык к мысли, школа- это чудесная страна знаний!
Учите, играя!
Заведующий Центром диагностики и консультирования А.Н Савельева