В связи с подведением Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики итогов второго года реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с 25 по 29 мая 2013 года специалистами Центра диагностики и консультирования отдела образования у учащихся 2 классов общеобразовательных учреждений Красночетайского района организована диагностика метапредметных и предметных результатов освоения основных образовательных программ.
В комплексную итоговую работу включены задания по таким предметам как: чтение, русский язык, окружающий мир и математика. Основная цель проверочной работы – изучение навыков чтения, правописания, некоторых знаний морфологии, фонетики, природных объектов, чисел и величин. Так, в основную часть теста включены задания для проверки техники и осознанности чтения, задания для выборочного чтения, списывания, нахождения существительных и глаголов, классификации животных, выделения букв мягких согласных. С целью проверки знаний чисел и величин подобраны задания, связанные с соотнесением вопроса задачи и выражения для её решения, задания для проверки вычислительных навыков и сравнения величин.
В дополнительную часть включены задания для решения текстовой задачи с недостающими данными, поиск информации для заполнения таблицы, запись числа цифрами, интерпретация текста, свободное высказывание, объяснение значения слова.
Количественный анализ результатов мониторинга метапредметных и предметных результатов освоения основных образовательных программ второклассниками общеобразовательных учреждений района свидетельствует, что в диагностике приняли участие учащиеся всех обшеобразовательных учреждений района в количестве 113 человек. Анализ показывает, что 109 учащихся освоили основные образовательные программы 2 класса, справились с заданиями тестов. 72 ученика (63,7%) справились с заданиями на повышенном уровне, 41 (47%) – на высоком уровне.
Учащиеся 2 классов общеобразовательных учреждений района хорошо справились с заданиями основной и дополнительной части. Среднестатистические данные по району по 6 заданиям основной части составляет 6,46 балла из 9 возможных. По дополнительным 5 заданиям учащиеся 2 классов района справились на 5 баллов из 9 возможных.
У учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений района выработаны навыки чтения (среднестатистические данные по району - 69 слов в минуту), они умеют ориентироваться в структуре текста, выделять и кратко передавать основную мысль абзаца. Значительная часть второклассников научились находить существительные и глаголы в предложении, различать мягкие согласные, могут произвести классификацию животных, имеют навыки сравнения величин.
108 детей (95,5 %) выполнили те или иные усложненные задания, 5 учащихся не могли справиться с заданиями дополнительной части. Так, значительная часть второклассников умеют объяснять значение слова; строить свободное высказывание на заданную тему; пояснять выбранное суждение; заполнять таблицу, используя информацию из исходного текста; записывать число с помощью цифр; интерпретировать и обобщать информацию; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; выбирать описывающее суждение из ряда предложенных.
100 учащихся (88,49 %) справились с заданиями основной части на базовом уровне (набрали 5 и более баллов). 97 учащихся выполнили тесты самостоятельно, за что были поощрены 1 или 2 дополнительными баллами.
Анализ результатов мониторинга свидетельствует, что у незначительного количества учащихся обнаружены пробелы в знаниях по некоторым ключевым темам. Так, 4 ученика (3,5%) из 113 учащихся не могли справиться с комплексной работой на базовом уровне, 13 детей не смогли справиться с заданиями основной части (5 баллов не набрали), хотя с заданиями дополнительной части они набрали больше 5 баллов. Некоторые затруднения учащиеся испытали при cоотнесении вопроса задачи и выражения для её решения, в решении текстовой задачи с недостающими данными. В число тех учащихся, которые не смогли справиться с комплексными заданиями по основным предметам вошли труднообучаемые учащиеся, имеющие показания для обучения в вспомогательных (коррекционных) школах по программам 7 или 8 вида.
Итоги диагностики метапредметных и предметных результатов освоения основных образовательных программ учащихся 2 классов общеобразовательных учреждений Красночетайского района за 2012-2013 учебный год будут обсуждаться на августовских совещаниях и конференциях, занятиях районной ассоциации учителей начальных классов в новом учебном году.