Наполненность души часто сравнивают с сосудом. Если у человека данный сосуд полон, значит он часть своей души может отдать другим. А если сосуд наполовину пуст, данная душа сама требует энергетической пищи.
А можно ли предположить, что сосуд всегда находится в одном состоянии наполненности. А может ли быть так, что « величина» души меняется от малого к большому, или наоборот? Наверное, да. Не от изменения ли количества «содержимого сосуда» происходит смена нашего настроения, чувств, эмоций? Не поэтому ли в разные периоды жизни человек имеет разное состояние духа, души?
Когда наша душевная «чаша» наполнена доверху, мы испытываем состояние внутреннего равновесия и гармонии… Тогда мы счастливы, радостны, удовлетворены... Да! Удовлетворены … Вот оно то емкое слово «удовлетворение», которое выражает естественное стремление души быть наполненной…
Чем же наполнена душа ? Важно качество «содержимого сосуда»…
«По учению святых отцов, при каждом человеке находятся два ангела : один добрый, другой злой. Ангел добрый тих, кроток и безмолвен. Когда он войдет в сердце человека, то говорит с ним о правде, чистоте, спокойствии, о всяком благом деле и о всякой добродетели. Когда почувствуешь это в сердце своем, очевидно, в тебе находится Ангел правды. А дух лукавый острожелчен. Жесток и безумен. Когда он войдет в сердце твое, то узнай это по делам его (Ант.Сл. 6х).»
Только постоянным неусыпным внутренним духовным зрением можно определить качество своей души.
Святой преподобный Серафим Саровский в своих духовных наставлениях призывает нас к духовному бодрствованию: «Ум внимательного человека есть как бы поставленный страж, или неусыпный хранитель внутреннего Иерусалима» Он считает, что « побеждает невидимых ратников» не тот , который «внимает посторонним слухам, от которых голова может быть наполнена праздными и суетными помыслами и воспоминаниями;», а тот , кто « внимателен к себе». «Стоя на высоте духовного созерцания» , человек должен « смотреть оком чистоты на обходящие и приражающиеся к душе его противные силы».
Специалистов Центра диагностики и консультирования волнует судьба трудных детей, которые не могут себя найти среди «своих». Взрослым не до них. Родители живут своей жизнью, проблемы детей кажутся им недостаточно важными. Бывает, сами родители потеряли смысл в жизни, веру в себя. Необходима помощь государства, общества, школы, ближнего… Разобраться в потемках души помогут специалисты сопровождения.
9 апреля нынешнего года в стенах Центра диагностики и консультирования отдела образования состоялось заключительное заседание специалистов психологических служб района «Работа с трудными детьми».
Первая часть мероприятия посвящена профилактике психологического здоровья педагогов. Она проходила в неофициальной обстановке за круглым столом, где каждый участник беседы мог рассказать о своей личной и профессиональной деятельности.
Удовлетворены ли специалисты сопровождения своей педагогической деятельностью? Какие позитивные изменения в профессиональной деятельности произошли за истекший период? Имеются ли резервы совершенствования учебно-воспитательного процесса?
Прием «свободного микрофона» дал возможность каждому участнику тренинга поделиться своим личными впечатлениями о проведенных школьных мероприятиях, об участии в общественной жизни села. В собеседовании выяснилось, основная часть ассоциации специалистов психологических служб района прошли важный путь профессионального и личностного самоопределения. Многие из них не скрывали, что испытывают огромное чувство удовлетворения от общения с подопечными. Коллеги по работе делились положительным опытом профилактики эмоционального выгорания, восполнения личностных и духовных ресурсов.
Музыкальная релаксация «Встреча с Высшим Я» помогла снять профессиональный стресс и настроить к восприятию заключительной теоретической части заседания «Работа с трудными подростками».
Цель теоретического блока районного мероприятия - пополнение багажа знаний о предупреждении такого явления как педагогическая запущенность детей. Шел обстоятельный разговор о причинах педагогической запущенности детей разного возраста, рассмотрены методы устранения и коррекции данного поведения. На семинаре также изучена схема характеристики детей, имеющих признаки педагогической дезадаптации.
Основной акцент сделан на анализе особенностей развития детей, имеющих педагогическую запущенность. Все участники семинара получили схему обследования ребенка при всех формах школьной дезадаптации.
Практическая часть семинара включила деловую игру в группах по организации консультации родителей, имеющих трудных детей. Изучение предыстории консультируемого случая, подробный анализ динамики поведения ребенка позволяет выявить причины и следствия плохой успеваемости детей.
Путь профилактики трудного детства, возможность решения проблемы естественными педагогическими средствами представляется наиболее гуманным.
Важно научить каждого ребенка быть «хранителем своего внутреннего Иерусалима».