Мы все привыкли мерить деньгами… Апельсин… Славу.. Успех … За все надо платить. Деньгами…Здоровьем…Честью… А сколько стоит человеческая жизнь? Чем ее измерить?
Что происходит с нами? Почему жизнь так обесценивается? Почему наши дети ценой своей жизни пытаются говорить о своих наболевших проблемах? Может быть, страдания детской души так глубоки и велики, что ребенок не знает, как избавиться от них. И ребенок решается на последний шаг…
Обо всем об этом шла речь с заместителями директоров по учебно-воспитательной работе и классными руководителями образовательных учреждений 23 марта нынешнего года в Центре диагностики и консультирования отдела образования.
Несмотря на сложность темы семинара « Профилактика детского суицида в образовательных учреждениях», его заключительная часть завершилась позитивно. Название самих мини-проектов свидетельствуют об этом : «Я люблю тебя жизнь», «Жизнь дана на добрые дела!», «Я, ты, он, она - вместе дружная семья!», «Голосуем за жизнь!», «Лишь сердцем храбрых, духом сильных, не уничтожит страх, не сломит жизнь!»
Специалисты психологической службы района осознают важность и актуальность данной проблемы. Руководитель службы Алевтина Савельева обратилась к участникам семинара с рекомендациями о необходимости обеспечения образовательного процесса соответствующей методической литературой, программой по профилактике детского суицида. Обратила внимание на информационное обеспечение профилактической работы, включая работу службы экстренной помощи, детского телефона доверия. Подчеркнула, что необходимо вести данную работу на сайтах органов исполнительной власти муниципального уровня, на сайтах образовательных учреждений. Заведующий Центром диагностики и консультирования акцентировала на работе с родителями , выразила надежду на выявление положительного опыта работы образовательных учреждений по профилактике детского суицида.
Основная часть семинара посвящена работе за круглым столом по изучению основных факторов и причин возникновения суицидального поведения у подростков и детей. Педагог-психолог Надежда Печникова раскрыла возрастные и психологические особенности детей, имеющих риск к суицидальному поведению, рассказала о признаках, причинах суицидального поведения. Обстоятельный разговор шел о признаках суицидального поведения. Даны рекомендации по коррекции поведения детей, имеющих отклонения.
Руководитель психологической службы Алевтина Савельева вовлекала всех присутствующих семинара на активное участие в работе круглого стола, задавала каверзные вопросы, приводила примеры из жизни, отвечала на вопросы гостей, знакомила новейшими открытиями ученых в области психиатрии. Почему дети «играют» в смерть? Что такое депрессия ? Почему иногда она ведет к уходу от жизни? Какую цель преследует подросток, когда решается на совершение суицида?
Всем участникам важно было понять, где есть попытка самоубийства, там имеется сложный конфликт. Конфликт между людьми, обществом, внутри себя. В значительной степени суицидальная попытка- это протест против существующих правил, призыв о помощи, последняя попытка обратить на себя внимание…
Анкетирование участников семинара, презентация слайдов, деловая игра по выявлению психологических знаний по выдвинутой проблеме, разработка мини-проектов по профилактике суицида, ответы на вопросы, мини-лекции - все методы работы были нацелены на повышение эффективности мероприятия.
Цену детской жизни делает его окружение, среда, наше общество, государство… Мы, взрослые, за это в ответе…
Как в военной песне поется :« Мы за ценой не постоим ?»
В приложении тест для родителей.
Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не надейтесь, что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдания вашего ребенка, найдут выход из трудной ситуации.
Ответьте на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком.
1. Рождение вашего ребенка было желанным?
2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
4.Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, концерт, театр, посещение родственников, катание на лыжах и т. д.)?
5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
8. Вы знаете о его времяпровождении, хобби, занятиях?
9. Вы в курсе его влюбленности, симпатий?
10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
12. Вы знаете, кто его любимый учитель?
13. Вы знаете, кто его нелюбимый учитель?
14. Вы первым идете на примирение, разговор?
15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?
Подсчет результатов
Если на все вопросы вы ответили "да", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. Если же большинство ответов "нет", необходимо немедленно изменить поведение, услышать и понять подростка, пока не случилась беда!