Оригинал изображения |
19 февраля 2013 года на базе МБОУ «Мижеркасинская ООШ» состоялось заседание специалистов психологических служб образовательных учреждений района по проблеме «Профессиональная ориентация старшеклассников». Социальный педагог данной школы Людмила Долгова организовала открытый классный час с элементами тренинга с учащимися 9 класса по теме «Выбор профессии - дело серьезное». Опытный педагог на занятии рассказала о самых востребованных профессиях на рынке труда. Предостерегая детей от ошибок в выборе профессии, раскрыла некоторые факторы, которые влияют на выбор профессии. Учащиеся могли осознать, что любая профессия требует от человека не только профессиональных навыков, но и личностных качеств. Только знание своих способностей, ресурсов, желание реализовать их позволяет найти соответствующую сферу деятельности. Упражнения «Угадай профессию», «Интервью» помогли детям узнать много интересного о мире профессий.
Заключительная часть заседания посвящена круглому столу, где обсуждалась проблема профилактики суицидального поведения среди детей и подростков. По данному вопросу выступила заведующий Центром диагностики и консультирования Алевтина Савельева. Ею была предложена типовая модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся.
Сегодня Российская Федерация занимает 1 место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков, 6 место в мире по числу суицидов среди всех возрастов. В имеющейся статистике отмечается рост числа детско-юношеского суицида. Наибольшая частота суицида наблюдается у подростков и молодежи в возрастном диапазоне 15 - 35 лет.
Самая социально уязвимая часть населения, дети и молодежь, своими поступками выражают протест против жестокого мира взрослых.
Факты говорят, что сама школа может создать психотравмирующую ситуацию для обучающегося. Ребенок, испытывающий школьную дезадаптацию, неуспех в учебе, отвержение в классе, конфликт с учителями более подвержен к суициду. Образование, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала, способно корректировать социально-личностные проблемы детей и подростков.
Речь идет о выявлении детей группы риска по суицидальному поведению в условиях образовательных учреждений и реализации профилактических и реабилитационных мер по предотвращению отклоняющегося поведения.
Руководитель психологической службы раскрыла основные причины возникновения суицидального поведения, принципы, основные направления психолого-педагогического сопровождения таких детей. Указала на необходимость межведомственного взаимодействия субъектов профилактики в решении данной проблемы.
Ведущий заседания также отметил, что недостаточная профессиональная подготовленность, непонимание родителей о сущностной характеристике суицидального поведения наоборот усугубляют имеющуюся обстановку вокруг детей группы риска. Только знание концептуальных основ системы профилактики суицидального поведения поможет разработать стратегию построения системы профилактики суицидального поведения. Целенаправленная, системная и последовательная работа по психологическому просвещению участников образовательного процесса по профилактике негативного поведения детей и подростков будет продолжаться и в последующие годы. Учитывая глубину проблемы, необходимо продумать качество и эффективность приемов профилактической работы в образовательных учреждениях.