Вышла в свет монография уроженца д.Урумово Красночетайского района Геннадия Андреевича Никитина | ||
| ||
Вышла в свет монография уроженца д.Урумово Красночетайского района кандидата педагогических наук, доцента, докторанта, заведующего кафедрой методики преподавания технологии и предпринимательства ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» Геннадия Андреевича Никитина «Формирование технологической культуры учащихся на основе этноэстетики: историография, теория, опыт». Отметим, что Геннадий Андреевич автор более 130 научных работ и публикаций. В его новой книге затрагивается новая область исследования – эстетика этносов. Автор монографии раскрывает ее истоки с древнейшей истории нашего края с эпохи палеолита, прослеживая через Абашевскую (по одноименному названию д. Абашево в Чебоксарском районе), Балановскую (по названию деревни в Козловском районе) схожую с Фатьяновской, Городецкой и других археологических культур, а также культур Волжских Булгар, имеющих значение в общей мировой культуре. Особо ценны для жителей района сведения, касающиеся нашей местности д. Тоганаши (Городецкая культура начало I тысячелетия до н.э.), д. Атликасы Ядринского района (Балановская культура I половина II тысячелетия до н.э.), поселений Волжских Булгар, размещенных вдоль Суры. Область исследования касающейся древнейшей истории нашего края, предстваленная в данной книге, вызвала большой интерес у школьников и учителей Красночетайского района. Содержание данной монографии предоставляет возможность задуматься о судьбах нашей культуры, его месте в общечеловеческой культуре, в жизни каждого из нас, понять духовные ценности миропонимания наших исторических предков, бабушек и дедушек, родителей, которые еще с нами и которые уже ушли…В их памяти, как носителей народной памяти, для нас ценны мифы, легенды об Улыпах, курганах (Олăп тăпри), городищах (хула ту), которые являются объединяющим началом археологических культур применительно к школьной программе. О подобном кургане Атликасинского типа расположенном в д. Кумаркино Геннадий Андреевич раньше рассказал в статье «Краеведение и уроки технологии» в журнале «Халăх шкулĕ» (Народная школа №4 2004г.). Следующая статья «Тăван ен халăхĕн бронза саманинчи этноэстетика çăл куçĕсем» была опубликована в нашей газете «Пирĕн пурнăç» 25 мая О представленных в монографии легендах, технологии строений, эстетических воззрений на воспитание нашей местности, можно судить через полевые материалы, собранными у наших земляков Р.Г. Османовой (Токшиковой), А.К.Тимешковой (Огариновой), В.М.Григорьева (д. Кумаркино), А.А.Никитина, А.П.Никитиной (д. Урумово). Ниже приводим несколько вариантов воспоминаний респондентов. «Олăп (Исполин) – это огромный человек с медвежьей походкой. И сегодня наблюдаются его следы в виде горки. Они образовывались после вытряхивания обуви. Однажды вечером, наблюдая из окна, около этой горки увидела огонь. Подумала, что балуются дети и вышла предупредить, подошла, а огня нет, и даже золы не обнаружила. Об этом случае рассказала людям. По преданиям одних старцев внутри кургана, якобы, находится иной мир, по другим – закопан клад. Чтобы люди не вскопали горку, ее охраняет Огонь» (Респондент Раиса Григорьевна Османова (Токшикова). По другой легенде, «в этих местах после конца света жили крупного роста люди. Их называли Олăпы. После работы Великан садился вытряхивать лапти. Так образовывались земляные насыпи. В наших местах они часто встречаются. В детстве мы спрашивали у старцев: «Одна нога здесь, а где след другой?» Став постарше, другой след сама увидела. Во время войны нас направили к деревне Утаркассы копать окопы. Насыпь была большой, нетронутой. Я трактором (бульдозером) толкнула, насыпь осталась невредимой, а трактор сломался. Больше не стала тревожить это место, стыдно было перед местными людьми, но и побоялась греха» (Респондент Агреппина Константиновна Тимешкова (Огаринова). «В детстве около места «Чикмек вар», когда пасли коров, нашли древний каменный топор. Он лежал на пригорке. С этого момента у меня возникло чувство уважения к культуре прапредков, желание побольше познать о них. В душе сохранилось стремление к исследованию» (Респондент Григорьев Владимир Михайлович. По кратким эпизодам воспоминаний видно, что в легендах присутствуют социкультурные ценности, способные вовлечь учащихся к краеведческой работе, к изучению архаичных технологий. Педагогических средств использовать эту форму работы с учениками достаточно. Например, увлекательным методом является проектная деятельность, способная формировать личностные качества как исследовательские, добродетельские, творческие, прикладные, духовные и т.д. Посредством материалов исследований в названных археологических культурах, образа Улыпа школьник учится ощущать эстетику эпохи, эволюцию становления человека труда, развития технологий местных природных ресурсов, таких как глина, древесина, вода, земля. Творческий проект, в монографии представляется для ученика ориентиром вхождения во взрослую жизнь, позволяющим раскрывать картину организации малого бизнеса, предпринимательства, фермерских хозяйств и т.д. В монографии образ исполина представляется носителем категорий этноэстетической дидактики, способных формировать духовные ценностные качества личности. Так, профессор Г.Н. Волков охарактеризовал образ Улыпа как защитника от Зла, носителя Добра. Г.Ф. Юмарт в «Сказаниях об Улыпах» отмечает, что, по рассказам предков, отдых на горе Улыпа придает силу. Живущий жизненной энергией исполина сам становится сильным, как богатырь. Для того чтобы вырасти, надо усвоить и душой воспринять многовековую мудрость народа. Материалы исследования об этноэстетическом аспекте трудового обучения в педагогическом наследии И. Я. Яковлева несут идею применения этнических ценностей в моделировании школы будущего как социального института. Ценностными материалами для учителей представляются созданная научно-методическая база, позволившая И.Я. Яковлеву включать в программу изучение технологий в переплетном, сапожном, кузнечно-слесарном, слесарно-токарном, столярно-токарном, гончарном ремеслах, лозоплетении, в женском рукоделии. Много практического можно почерпнуть в опыте организации И.Я. Яковлевым Вараксарской трудовой женской общины, как новой форме трудового обучения. Она представляется как инновационный подход к проектированию трудовых объединений в социальной среде по производству изделий народных промыслов, сельскохозяйственной продукции. Сегодня их можно назвать школой самоуправления, самофинансирования, саморазвития, самосовершенствования. Актуальным становится сформулированная И.Я. Яковлевым концепция личности учителя, в основу которого был положен принцип: «знать, не только чтобы знать – знать, чтобы мочь». Важное место в монографии занимает концепция формирования технологической культуры учащихся на основе этноэстетики. В ней Г.А. Никитин впервые вводит в научный оборот механизмы этноэстетической дидактики, базирующейся на чувашских ценностях подготовки молодежи к трудовой жизни. К самовоспитывающим факторам этноэстетики, автор относит историческое время, народную память, преемственность традиций, социальный опыт, окружающую среду и др. Этноэстетическая дидактика богато насыщена средствами, формами, принципами, методами народного трудового воспитания. Обобщающим и структурообразующим началом содержания обучения и воспитания выступает труд, эстетическими составляющими которого являются народное искусство, его отдельные виды как народное декоративно-прикладное искусство, промыслы, ремесла, рукоделия, народные сказания, игры и т.д. Многие положения этноэстетической дидактики, монографии отражены в учебных пособиях. Их так же можно использовать как содержание организации формирования технологической культуры учащихся в учебно-воспитательном процессе.
|