Вышла в свет монография уроженца д.Урумово Красночетайского района Геннадия Андреевича Никитина

Вышла в свет монография уроженца д.Урумово Красночетайского района Геннадия Андреевича Никитина

Присоединенное изображение
Оригинал изображения

Вышла в свет монография уроженца д.Урумово Красночетайского района кандидата педагогических наук, доцента, докторанта, заведующего кафедрой методики преподавания технологии и предпринимательства ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева»  Геннадия Андреевича Никитина «Формирование технологической культуры учащихся на основе этноэстетики: историография, теория, опыт». Отметим, что Геннадий Андреевич автор более 130 научных работ и публикаций. В его новой книге затрагивается новая область исследования – эстетика этносов. Автор монографии раскрывает ее истоки с древнейшей истории нашего края с эпохи палеолита, прослеживая через Абашевскую (по одноименному названию д. Абашево в Чебоксарском районе), Балановскую (по названию деревни в Козловском районе) схожую с Фатьяновской, Городецкой и других археологических культур, а также культур Волжских Булгар, имеющих значение в общей мировой культуре. Особо ценны для жителей района сведения, касающиеся нашей местности д. Тоганаши (Городецкая культура начало I тысячелетия до н.э.), д. Атликасы Ядринского района (Балановская культура I половина II тысячелетия до н.э.), поселений Волжских Булгар, размещенных вдоль Суры.

Область исследования касающейся древнейшей истории нашего края, предстваленная в данной книге, вызвала большой интерес у школьников и учителей Красночетайского района. Содержание данной монографии предоставляет возможность задуматься о судьбах нашей культуры, его месте в общечеловеческой культуре, в жизни каждого из нас, понять духовные ценности миропонимания наших исторических предков, бабушек и дедушек, родителей, которые еще с нами и которые уже ушли…В их памяти, как носителей народной памяти, для нас ценны мифы, легенды об Улыпах, курганах (Олăп тăпри), городищах (хула ту), которые являются  объединяющим началом археологических культур применительно к школьной программе. О подобном кургане Атликасинского типа расположенном в д. Кумаркино Геннадий Андреевич раньше рассказал в статье «Краеведение и уроки технологии» в журнале «Халăх шкулĕ» (Народная школа №4 2004г.). Следующая статья «Тăван ен халăхĕн бронза саманинчи этноэстетика çăл куçĕсем» была опубликована в нашей газете «Пирĕн пурнăç» 25 мая 2005 г.

О представленных в  монографии легендах, технологии строений, эстетических воззрений на воспитание нашей местности, можно судить через полевые материалы, собранными у наших земляков Р.Г. Османовой (Токшиковой), А.К.Тимешковой (Огариновой), В.М.Григорьева (д. Кумаркино), А.А.Никитина, А.П.Никитиной (д. Урумово).  Ниже приводим несколько вариантов воспоминаний респондентов.

«Олăп (Исполин) – это огромный человек с медвежьей походкой. И сегодня наблюдаются его следы в виде горки. Они образовывались после вытряхивания обуви. Однажды вечером, наблюдая из окна, около этой горки увидела огонь. Подумала, что балуются дети и вышла предупредить, подошла, а огня нет, и даже золы не обнаружила.

Об этом случае рассказала людям. По преданиям одних старцев внутри кургана, якобы, находится иной мир, по другим – закопан клад. Чтобы люди не вскопали горку, ее охраняет Огонь» (Респондент Раиса Григорьевна Османова (Токшикова). 1924 г.р. Красночетайский р-он, д. Кумаркино. Записано 2. 08. 2006г.).

По другой легенде, «в этих местах после конца света жили крупного роста люди. Их называли Олăпы. После работы Великан садился вытряхивать лапти. Так образовывались земляные насыпи. В наших местах они часто встречаются. В детстве мы спрашивали у старцев: «Одна нога здесь, а где след другой?» Став постарше, другой след сама увидела. Во время войны нас направили к деревне Утаркассы копать окопы. Насыпь была большой, нетронутой. Я трактором (бульдозером) толкнула, насыпь осталась невредимой, а трактор сломался.

Больше не стала тревожить это место, стыдно было перед местными людьми, но и побоялась греха» (Респондент Агреппина Константиновна Тимешкова (Огаринова). 1916 г.р. Красночетайский р-он, д. Кумаркино. Записано 1. 08. 2006г.).

«В детстве около места «Чикмек вар», когда пасли коров, нашли древний каменный топор. Он лежал на пригорке. С этого момента у меня возникло чувство уважения к культуре прапредков, желание побольше познать о них. В душе сохранилось стремление к исследованию» (Респондент Григорьев Владимир Михайлович. 1968 г.р. Красночетайский р-он, д. Кумаркино. Записано 10. 08. 2006г.).

По кратким эпизодам воспоминаний видно, что в легендах присутствуют социкультурные ценности, способные вовлечь учащихся к краеведческой работе, к изучению архаичных технологий. Педагогических средств использовать эту форму работы с учениками достаточно. Например, увлекательным методом является проектная деятельность, способная формировать личностные качества как исследовательские, добродетельские, творческие, прикладные, духовные и т.д. Посредством материалов исследований в названных археологических культурах, образа Улыпа школьник учится ощущать эстетику эпохи, эволюцию становления человека труда, развития технологий местных природных ресурсов, таких как глина, древесина, вода, земля. Творческий проект, в монографии представляется для ученика ориентиром вхождения во взрослую жизнь, позволяющим раскрывать картину организации малого бизнеса, предпринимательства, фермерских хозяйств и т.д.

В монографии образ исполина представляется носителем категорий этноэстетической дидактики, способных формировать духовные ценностные качества личности. Так, профессор Г.Н. Волков охарактеризовал образ Улыпа как защитника от Зла, носителя Добра. Г.Ф. Юмарт в «Сказаниях об Улыпах» отмечает, что, по рассказам предков, отдых на горе Улыпа придает силу. Живущий жизненной энергией исполина сам становится сильным, как богатырь. Для того чтобы вырасти, надо усвоить и душой воспринять многовековую мудрость народа.

Материалы исследования об этноэстетическом аспекте трудового обучения в педагогическом наследии И. Я. Яковлева несут идею применения этнических ценностей в моделировании школы будущего как социального института. Ценностными материалами для учителей представляются созданная научно-методическая база, позволившая И.Я. Яковлеву включать в программу изучение технологий в переплетном, сапожном, кузнечно-слесарном, слесарно-токарном, столярно-токарном, гончарном ремеслах, лозоплетении, в женском рукоделии. Много практического можно почерпнуть в опыте организации И.Я. Яковлевым Вараксарской трудовой женской общины, как новой форме трудового обучения. Она представляется как инновационный подход к проектированию трудовых объединений в социальной среде по производству изделий народных промыслов, сельскохозяйственной продукции. Сегодня их можно назвать школой самоуправления, самофинансирования, саморазвития, самосовершенствования. Актуальным становится сформулированная И.Я. Яковлевым концепция личности учителя, в основу которого был положен принцип: «знать, не только чтобы знать –  знать, чтобы мочь».

Важное место в монографии занимает концепция формирования технологической культуры учащихся на основе этноэстетики. В ней Г.А. Никитин впервые вводит в научный оборот механизмы этноэстетической дидактики, базирующейся на чувашских ценностях подготовки молодежи к трудовой жизни. К самовоспитывающим факторам этноэстетики, автор относит историческое время, народную память, преемственность традиций, социальный опыт, окружающую среду и др. Этноэстетическая дидактика богато насыщена средствами, формами, принципами, методами народного трудового воспитания. Обобщающим и структурообразующим началом содержания обучения и воспитания выступает труд, эстетическими составляющими которого являются народное искусство, его отдельные виды как народное декоративно-прикладное искусство, промыслы, ремесла, рукоделия, народные сказания, игры и т.д.

Многие положения этноэстетической дидактики, монографии отражены в учебных пособиях. Их так же можно использовать как содержание организации формирования технологической культуры учащихся в учебно-воспитательном процессе.

 

Подробнее...