Мне пришлось понаблюдать за удивительным инцидентом, который произошел во время прослушивания открытого урока одного учителя. Перед началом утренника, посвященном приближающемуся празднику День матери, во время вводной беседы о маме учительница заплакала… Да так, что не могла остановить слезы, которые мешали ей вести занятие. Слово «мама» вызвала в ней бурю не проявленных эмоций, не высказанных слов, не вымоленных слов прощений …
Что происходит с нами, когда, на первый взгляд, вполне эмоционально уверенная, стойкая учительница может «пустить такую слезу», неожиданно впасть в такое состояние неуправляемой сентиментальности?
Как поступить правильно в таких случаях, когда двадцать пар глаз смотрят на тебя, и не понимают, что вдруг случилось с их любимой учительницей?
Быстрая cмена эмоций от раздражительности и агрессии к пессимизму, слезливости – типичные качества эмоционально выгоревшего человека… Когда данные качества наблюдаются у педагога, есть смысл задуматься о дальнейших (реабилитационных) мерах, способствующих снятию профессионального и иного стресса…
Мы, приглашенные гости, среагировали на данную неожиданную ситуацию вполне адекватно. Решили проявить профессиональную гибкость. Предложили искренние чувства переживания учителя использовать в воспитательных целях. На нашу просьбу «Расскажите детям, почему слово «мама» вызывает у вас слезы? Расскажите, как сильно вы любили свою маму…» учительница не среагировала. Попросила у детей прощения, и не сочла нужным рассказать о причинах горьких переживаний. Вскоре она взяла себя в руки и продолжила занятие по плану.
Не сомневаюсь, искренняя детская душа почувствовала, что учительница горько сожалеет о том, что не могла уберечь родную мать от многих жизненных обстоятельств, не могла в свое время попросить прощения за принесенные обиду, боль… Ее не покидает чувство вины за то, что она не успела сказать своей матери самого главного: «Мама, я тебя люблю. Прости меня за все…»
На внеклассном мероприятии учительница проделала массу интересных дел. Рассказала о празднике День матери, дети находили ласковые слова о маме, декламировали стихи, демонстрировали фотографии мам, пели песни, составляли пословицы, делали поделки к празднику, смотрели видео… Нам оставалось только удивляться многообразию содержания занятия…
Но почему в глазах детей была скука, пустота? Почему они не горят? Ведь говорим о самом ценном. О маме… Почему дети не прочувствовали смысл сказанных и пропетых слов? Где мы растеряли искренние эмоции радости, переживания?
А, может быть, можно было спасти ситуацию… Нужно было спасти себя, нужно было спасти души детей…
Учитель! Говори твоим воспитанникам, когда тебе плохо. Учитель, не молчи, когда надо «кричать» о своих чувствах и переживаниях. Ведь только личным примером, авторитетом, убеждением можно вызвать чувство восхищения, переживания… Только состоявшийся учитель может воспитывать личность ученика.
Если бы вы рассказали о внутренних своих переживаниях детям искренне, нашелся бы может быть один ребенок, который «услышал» вашу Душу, «разбудил» бы Свою. Возможно, он не сделал бы тех опрометчивых ошибок по отношению к своим родителям, которых совершали мы…
Ты думаешь иначе…
Кто-то обязательно возразит мне, нынешние дети не любят слишком сентиментальных, слезливых, чувствительных особ, им «подавай» властных, сильных, черствых (душой), напористых учителей-лидеров… Возможно, окажется прав…
Но кто-то же должен напомнить детям, что мир познается не только разумом, но и сердцем…
Выбор за Вами, Учителя…