Оригинал изображения |
Душевную рану брошенного ребенка невозможно сравнить ни с чем. Он пережил самую тяжелую психологическую травму. Его оставили без самого главного, отца и матери, которые являются для него целым миром. Это драма, аналогов которой нет. Эта травма навсегда оставит отпечаток в психике ребенка, он всегда будет более других детей уязвим, чувствителен… Главное для такого ребенка – это присутствие стабильного, любящего, надежного окружения.
У многих брошенных детей появляется внутренняя обида, злоба, даже ненависть по отношению к кровным родителям. Именно эта обида в будущем мешает ему строить свою счастливую семью, судьбу…
Как относиться к своим биологическим корням? Какую позицию должны занять по отношению к кровным родителям приемные семьи? Каких принципов воспитания должны придерживаться замещающие семьи, чтобы приемных ребенок дорожил своими кровными предками и мог стоить здоровое будущее?
Таким сложным проблемам посвящена очередная встреча специалистов Центра диагностики и консультирования отдела образования с приемными родителями, которая состоялась 16 октября нынешнего года по теме «Взаимодействие с биологическими родителями приемных детей».
Заведующий Центром диагностики и консультирования Алевтина Савельева организовала круглый стол, в ходе которого пыталась донести до приемных родителей важные принципы взаимодействия с кровными родителями ребенка: ценность биологических корней, уважительное отношение приемных родителей к кровным родителям, накопление информации о них, организация контактов с биологическими семьями, создание идеального образа отца и матери.
В ходе беседы ведущий круглого стола приводила много ярких примеров с описанием тех ошибок, которые совершаются взрослыми по отношению к приемному ребенку: отказ говорить с детьми о неприятных моментах его прошлой жизни, резкость, неосторожность в высказываниях по отношению к кровным родителям, осуждение их поступков, отрицание приемов их воспитания и т. д.
Заключительная часть круглого стола посвящена разговору о создании «Книги жизни» приемного ребенка. Приемные родители получили рекомендации по сбору информации, заполнению блок-схем, описанию основных моментов жизни приемного ребенка.
Заведующий Центром диагностики и консультирования рассказывает: «Дети, которые живут со своими родителями, имеют возможность спросить у них о своём прошлом, а также выяснить некоторые происшедшие в прошлом события, имеющие связь с настоящим. Дети же, находящиеся под опекой, зачастую лишены такой возможности. Они разлучены со своими родителями и семьёй; они могли находиться в нескольких приёмных семьях, быть под наблюдением нескольких социальных работников, жить в разных домах. Они могли "потерять" своё прошлое, а многое просто забыть.
Когда дети забывают своё прошлое, наблюдаются трудности в их эмоциональном и социальном развитии. Если взрослые не хотят обсуждать с детьми их прошлое, детям кажется, что было в нём что-то плохое в этом прошлом.
Порой ему очень сложно представить (вспомнить) стройную цепочку хронологически выстроенных событий своей жизни. Это сопровождается мучительными попытками воспроизвести прошлое, которые начинает сниться в страшных снах и кошмарах. Необходимо относиться к прошлому ребенка ответственно. Без прошлого нет будущего. Избежать пробелов в жизни поможет создание «Книги жизни» приемного ребенка. «Книга жизни» - это накопительная папка с описанием жизни ребёнка в словах, картинках, фотографиях и приложенных документах, сделанных самим ребёнком с помощью взрослого. Все дети имеют право знать о своём прошлом и о своей семье. Это право для детей, которые находятся под опекой, является очень важным, так как это необходимо не только для их собственного спасения, но и также для их будущих детей».