О состоянии и перспективах развития системы дошкольного образования в Красночетайском районе

Присоединенное изображение
Оригинал изображения

Развитие системы дошкольного образования в Красночетайском районе направлено на гармоничное, адекватное возрастным особенностям развитие детей дошкольного возраста. Дошкольное образование призвано обеспечить для каждого ребенка тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным в начальной школе и на последующих ступенях обучения.

В настоящее время произошли значительные организационные и содержательные изменения в системе дошкольного образования района, которые возникли  в результате социально-экономических преобразований: увеличением рождаемости детей, возрастанием потребности населения в получении разнообразных образовательных услуг для детей дошкольного возраста, увеличением числа родителей, желающих пользоваться услугами дошкольных учреждений до достижения детьми трехлетнего возраста.

В целях сохранения и развития сети образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, обеспечивающих потребности населения в образовательных услугах, принята подпрограмма «Развитие дошкольного образования в Красночетайском районе  на 2011-2020 годы» районной целевой программы развития образования в Красночетайском районе на 2011-2020 годы. Решением Собрания депутатов Красночетайского района от 29.12.2011 года  № 02 внесены изменения в указанную подпрограмму. Согласно решению в 2012 году предусмотрено создание групп в Питеркинской Атнарской, Красночетайской средних общеобразовательных  школах по 20 мест; в 2013 году – в Баймашкинской начальной школе-детский сад,  Хозанкинской основной общеобразовательной школе и Красночетайской средней общеобразовательной школе - по 20 мест; в 2014 году - в Красночетайской средней общеобразовательной  школе на  23 места, Новоатайской  средней общеобразовательной школе – на 15 мест, Питеркинской средней общеобразовательной  школе 15 мест.

Дошкольное образование характеризуется гибкостью, открытостью, вариативностью и индивидуализацией  образовательного процесса.

Все учреждения, работающие по режиму полного  дня,  имеют лицензии на право ведения воспитательно-образовательной работы с детьми. Готовятся документы для лицензирования групп кратковременного пребывания дошкольников в МБОУ «Верхнеаккозинская  ООШ».

В  районе создана вариативная многофункциональная сеть дошкольных образовательных учреждений, которая предоставляет широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, потребностей семьи и общества в целом. В районе функционируют 2 дошкольных образовательных учреждения, 3 учреждения «начальная школа – детский сад». Открываются группы дошкольного образования в общеобразовательных школах и группы кратковременного пребывания для детей, не посещающих детские сады. В настоящее время функционируют 19 дошкольных групп в 13 школах,  1 сентября 2011 года открылась дополнительная дошкольная группа в МБОУ «Большеатменская СОШ» на 15 мест,  в октябре 2011 года -  дополнительная дошкольная группа на 20 мест в МБОУ «Новоатайская СОШ».

Количество детей, охваченных дошкольным образованием в районе на 1 января 2012 года составляет 58 %. Посещают дошкольные учреждения -530  воспитанников. Из них в детские дошкольные учреждения посещают 233 ребенка, начальную школу-детский сад-61,  дошкольные группы при школах- 236 детей. В 2011 году посещено одним ребенком в год 160 дней.

С учетом нынешнего состояния муниципальной системы дошкольного образования (обеспеченность местами и охват детей), демографических перспектив предлагаются приоритетные меры, способствующие развитию сети дошкольных учреждений:

-открытие семейных и домашних детских садов, семейных воспитательных групп, консультационных пунктов для оказания помощи родителям в воспитании детей дошкольного возраста. Такие группы необходимо организовать  в целях поддержки многодетных семей, предоставления родителям, имеющим детей, возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей.

Позитивно решается вопрос  кадрового обеспечения  дошкольных образовательных учреждений. В системе дошкольного образования работают 52 педагога. Из них высшее педагогическое  образование имеют 25  (48 %) педагогов, аттестованы  - 85 %.

В последние годы в районе отмечается значительный рост потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений.

Несмотря на введение  дополнительных мест в функционирующих детских садах и общеобразовательных школах, проблема ликвидации очередности в дошкольные образовательные учреждения остается по-прежнему актуальной. По состоянию на 1 января 2012 года очередность в образовательные учреждения  района составляет 147   ребенка.

Одним из приоритетных задач муниципалитета является  укрепление материально-технической базы и оснащение спортплощадок,  участков дошкольных групп игровым оборудованием.

Дошкольные учреждения используют в своей работе компьютерные технологии, как средство управления, совершенствования форм и методов работы с детьми. Имеют собственный сайт 2 дошкольных учреждения, дошкольные группы при образовательных учреждениях имеют доступ к сети Интернет и имеют свои странички на сайтах школ.

В целях выявления и поддержки инновационных методов, средств и технологий дошкольного образования, развития творческой инициативы, повышения профессионального мастерства педагогов, повышения престижа их труда, распространения лучших образцов профессионального опыта педагогических работников дошкольных образовательных учреждений проводятся районные конкурсы педагогического мастерства.

В 2011 года Максимова Л.П., воспитатель МБДОУ "Детский сад "Рябинушка", приняла участие в республиканском конкурсе "Воспитатель-2011".

В республике создана система грантовой поддержки инновационной деятельности педагогов и дошкольных образовательных учреждений. Образовательные учреждения и воспитатели все чаще  выигрывают различные республиканские гранты.

С 2010 года запущен проект «Детские сады - детям», который эффективно реализуется в Чувашской Республике.  Дошкольные учреждения  нашего района активно участвуют в данном проекте. В 2010-2011 учебном году на региональном этапе Всероссийского конкурса «Детские сады - детям» в номинации «Лучший сельский детский сад»  «Детский сад «Солнышко» занял 2 место в республике, «Детский сад «Рябинушка» - 3 место в республике. В номинации «Лучший воспитатель» Сарина Алена Ивановна и Матвеева Юлия Геннадьевна из детского сада «Солнышко» стали лауреатами, Абакумовой Ирине Михайловне из детского сада «Рябинушка» и Хораськиной Галине Николаевне из Кумаркинской начальной школы – детский сад, коллективу детского сада «Рябинушка» объявлена благодарность оргкомитета конкурса за активное участие.

Дошкольные учреждения тесно взаимодействут с семьями воспитанников и совершенствуют формы сотрудничества. Родители - самые активные участники учебно-воспитательного процесса и благотворители в дошкольных учреждениях района.