Итоги мониторинга уровня подготовленности первоклассников к обучению в школе

В соответствии с письмом из Чувашского республиканского института образования и  в связи с реализацией в 1 классах  образовательных школ района федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с 3 по 8 ноября 2011 года специалистами Центра психолого-педагогической помощи отдела образования администрации Красночетайского района организован мониторинг уровня подготовленности  первоклассников к обучению в школе. Протестированы  122 первоклассника.    

Качественный и количественный анализ  результатов мониторинга свидетельствует, из 122 первоклассников посещали дошкольное образовательное учреждение 105 (86 %) детей, 12 (9,8%) первоклассников получили образование в группах кратковременного пребывания, 5  (4%) –не посещали  дошкольное образовательное учреждение. Выявлено, что 113 (93%) первоклассников посещали курсы подготовки детей к школе.

В качестве основной  системы обучения учителями начальных классов 1 ступени образования выбрана  традиционная система и учебно-методический комплект для чувашской начальной школы. Образовательная область математика, преподается по УМК «Школа России».

В ходе педагогической диагностики проверялись: состояние пространственного и зрительного восприятия;  состояние моторики и зрительно-моторных координаций; умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена; наличие интуитивных дочисловых представлений; овладение представлениями, лежащими в основе счета, самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания; умение сравнивать два множества по числу элементов; развитие фонематического слуха и восприятия; сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом;

 Педагогическая диагностика включала  в себя групповое обследование и включала  8 заданий: «Передай форму фигуры», «Ориентируйся на плоскости», «Выполни операции сложения и вычитания», «Понимание терминов «внутри», «вне», «Сравни множества», «Произведи классификацию», «Проверка фонематического слуха», «Определи количество звуков в слове».

Максимальное возможное количество баллов по каждому заданию 3 балла, по 8 заданиям – 24 балла.

Анализ результатов мониторинга  первоклассников по всем имеющимся заданиям свидетельствует, что среднестатистический балл по району составляет 18,3 балла. Из нижеизложенной таблицы видно, что первоклассники  имеют слабый уровень подготовленности к обучению в школе по образовательной области «Филология», то есть испытывали  некоторые затруднения (набрали невысокий балл-1,6 б) в выполнении задания №7 «Проверка фонематического слуха». Анализ результатов данного задания свидетельствует,  многие первоклассники  не имеют навыки  самостоятельной дифференциации звуков с-з, с-ц, с-ш. Подробнее…

Значительное количество первоклассников не могли правильно произвести классификацию животных (задание 7 «Белка - птица или зверь?» -1,9 балла.) Выполнение этого задание требовало от них  природоведческих  знаний, определенного  уровня интеллектуального развития.

Анализ также показывает, что первоклассники, поступившие в школу в нынешнем  учебном году,  неплохо справились с  текстовыми задачами на сложение и вычитание в пределах 6 (задание №3 «Выполни операции сложения и вычитания - 2,5 балла), значительное количество первоклассников могли правильно сделать звукобуквенный анализ (задание №8 «Определи количество звуков в слове»-2,5 б).

Анализ среднестатистических результатов в разрезе каждой школы свидетельствует, что  по итогам мониторинга школьной готовности первоклассники таких школ как Кумаркинская начальная школа – детский сад, Пандиковская начальная школа – детский сад, Мижеркасинская школа, Атнарская школа, Новоатайская школа, Штанашская школа, Большеатменская школа  имеют наиболее высокие показатели, что объясняется не только хорошим уровнем общей готовности первоклассников  данных классов к усвоению программы первой ступени образования, но  наименьшим количеством  детей таких категорий как  дети с отклонениями в развитии,  группы риска по уровню развития психических функций   и познавательной сферы.

Сравнительно  низкие результаты получились в тех классах, где обучаются дети, имеющие показания для обследования на психолого-медико-педагогических комиссиях. Такие дети имеются в Красночетайская школе (1 А класс),  Питеркинская школа, Шолинская школа. Подробнее…

Данные  результаты  мониторинга готовности первоклассников к о обучению в школе вытекают из результатов муниципальной психолого-педагогической комиссии  (май-июнь 2011 года) первоклассников, поступающих в школу в 2011-2012 учебном году, где имеет место  следующая таблица.  Подробнее…