Речь очень ярко и точно характеризует человека. Тембр, интонация, точность выражения, богатство - все эти стороны языка дают большую информацию о его носителе. Как научить детей чувствовать красоту слова? Как научить созидать с помощью ее силы? Эти вопросы волнуют специалистов Центра психолого-педагогической помощи отдела образования давно. По инициативе Центра на диалог приглашены воспитатели дошкольных образовательных учреждений.
11 октября нынешнего года в стенах Центра психолого-педагогической помощи в теплой, непринужденной обстановке шла беседа об особенностях развития речи дошкольников, где приняли участие учитель – логопед МОУ «Красночетайская СОШ» Светлана Ярайкина, педагог –психолог ДОУ «Рябинушка» Надежда Печникова, методист Лариса Васильева и другие воспитатели дошкольных образовательных учреждений района.
Алевтина Савельева, заведующий Центром, ознакомила гостей с результатами мониторинга готовности будущих первоклассников к обучению в школе. Особо отметила пробелы в развитии познавательной сферы и речи детей. Низкий уровень словарного запаса, языковых навыков многих детей объясняется не только отставанием в общем развитии, но отсутствием целенаправленной работы по привитию навыков говорения.
Задача участников круглого стола - разобраться в причинах ухудшения уровня и качества развития речи, вооружить приемами и методами работы по обогащению словаря детей дошкольного возраста. Светлана Ярайкина в своем выступлении раскрыла возрастные особенности развития речи дошкольников, показала приемы развития слуха с раннего дошкольного возраста, подчеркнула роль метода анализа и синтеза в разборе единиц речи. Особое значение придала инновационным приемам развития речи и использованию компьютерных технологий. Раздала игры для развития слухового внимания и фонематического слуха.
Надежда Печникова подчеркнула тесную связь мышления и речи, раскрыла способы развития мышления с помощью различных педагогических приемов, подготовила игры и упражнения для развития этих психических процессов.
Участники круглого стола активно включились в деловую игру по теме «Билингвизм (двуязычие): влияние на развитие речи дошкольников», находили очень интересные примеры о том, какое огромное значение имеет социальная среда в языковом развитии ребенка, делились опытом работы по тематическому и ситуативному обучению речи, придавали огромную роль фольклору и художественному слову в обогащении речи подопечных.
Заведующий Центром психолого-педагогической помощи в своем выступлении обратила внимание на эмоциональную сторону жизни семьи, школы и общества. Благоприятная психологическая атмосфера дома, в образовательном учреждении – фундамент для полноценного развития личности. Только в любящей семье ребенок проявляет все свои потенциальные возможности, а в среде насилия, агрессии, стресса дети становятся тревожными, неуверенными, недоверчивыми… Такие дети не могут себя реализовать, они входят в число педагогически запущенных. Речь у них тусклая, бедная …
Дошкольные работники осознают, что в первые пять лет жизни ребенка закладывается эмоциональное отношение к жизни и к людям, интерес к интеллектуальному развитию, умение пользоваться языком. Важно формировать систему ценностей. Речь - одна из них.