Речь-ценность…

Речь очень ярко и точно характеризует человека. Тембр, интонация, точность  выражения, богатство - все эти стороны языка дают большую информацию о его носителе. Как научить  детей чувствовать  красоту  слова?  Как научить созидать с помощью ее силы?  Эти вопросы волнуют специалистов Центра психолого-педагогической помощи отдела образования давно. По  инициативе  Центра  на диалог приглашены воспитатели дошкольных образовательных учреждений.

11 октября нынешнего года  в стенах  Центра психолого-педагогической помощи  в теплой, непринужденной обстановке шла беседа об  особенностях развития речи дошкольников, где приняли участие учитель – логопед МОУ «Красночетайская СОШ» Светлана Ярайкина, педагог –психолог ДОУ «Рябинушка»  Надежда Печникова, методист  Лариса Васильева и другие воспитатели дошкольных образовательных учреждений района.

Алевтина Савельева, заведующий Центром,  ознакомила  гостей с результатами мониторинга готовности   будущих первоклассников к обучению в школе. Особо   отметила пробелы в развитии познавательной сферы и речи детей. Низкий уровень словарного запаса, языковых навыков многих детей объясняется не только  отставанием в общем  развитии, но отсутствием целенаправленной работы по привитию навыков говорения.

Задача участников круглого стола - разобраться в причинах ухудшения уровня  и качества развития речи, вооружить приемами и методами работы по обогащению словаря детей дошкольного возраста. Светлана Ярайкина  в своем выступлении раскрыла возрастные особенности развития речи дошкольников, показала приемы развития  слуха с раннего дошкольного возраста, подчеркнула роль  метода анализа и синтеза в разборе единиц  речи. Особое значение придала инновационным приемам развития речи и использованию компьютерных технологий. Раздала игры для развития слухового внимания и фонематического слуха.

Надежда Печникова  подчеркнула тесную связь мышления и речи, раскрыла способы развития мышления с помощью различных педагогических приемов, подготовила игры и упражнения для развития этих психических процессов.

Участники круглого стола активно включились в деловую игру по  теме «Билингвизм (двуязычие): влияние на развитие речи дошкольников», находили очень интересные примеры  о том, какое огромное значение имеет  социальная среда в языковом развитии ребенка, делились опытом работы по тематическому и ситуативному обучению речи, придавали  огромную роль фольклору и художественному слову в обогащении  речи подопечных.

Заведующий Центром психолого-педагогической помощи в своем выступлении обратила внимание на эмоциональную сторону жизни семьи, школы  и общества. Благоприятная психологическая атмосфера дома, в образовательном учреждении – фундамент для полноценного развития личности. Только в любящей семье ребенок проявляет все свои потенциальные  возможности, а  в среде насилия, агрессии, стресса  дети становятся тревожными, неуверенными, недоверчивыми… Такие дети не могут себя реализовать, они входят в число педагогически запущенных. Речь у них тусклая, бедная …

Дошкольные работники  осознают,  что  в первые пять лет жизни ребенка закладывается эмоциональное отношение к жизни и к людям, интерес к интеллектуальному  развитию, умение пользоваться языком. Важно формировать систему ценностей. Речь - одна из них.

 

Фоторепортаж