Детский сад – начало начал

Сегодня, 27 сентября,  работники дошкольных учреждений празднуют свой профессиональный праздник, День дошкольного работника.

Дошкольное образование - один из самых важных образовательных этапов социальной жизни в целом, а также жизни каждого отдельного человека. От того, насколько счастливыми и полноценными будут первые годы жизни, зависит весь дальнейший путь человека.

Дошкольный возраст - особенно серьезный и ответственный период. Важно, чтобы взрослые давали малышу как можно больше любви, уважали его как личность. Благополучное детство и дальнейшая судьба каждого ребенка зависят от вашей мудрости и терпения.

Современные условия выдвигают новые требования к системе дошкольного образования. Актуальность ее развития подчеркнута в послании Президента Российской Федерации А.Медведева: «Воспитать поколение свободных, образованных, творчески мыслящих граждан; поднять стандарты жизни людей на качественно новый уровень; утвердить статус России как современной мировой державы, достигшей успехов на инновационной основе. 26 миллионов детей и подростков, живущих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать её достойными гражданами. Это задача номер один для всех нас.

С 2010 года запущен партийный проект Единой России «Детские сады - детям», который эффективно реализуется в Чувашской Республике.  И дошкольные учреждения  Красночетайского района активно участвуют в данном проекте. В 2010-2011 учебном году на региональном этапе Всероссийского конкурса «Детские сады - детям», который организован региональным отделением партии «Единая Россия», в номинации «Лучший сельский детский сад»  детский сад «Солнышко» занял 2 место в республике, детский сад «Рябинушка» - 3 место. В номинации «Лучший воспитатель» Сарина Алена Ивановна и Матвеева Юлия Геннадьевна из детского сада «Солнышко» стали лауреатами. Абакумовой Ирине Михайловне из детского сада «Рябинушка» и Хораськиной Галине Николаевне из Кумаркинской начальной школы – детский сад, коллективу детского сада «Рябинушка» объявлена благодарность оргкомитета конкурса за активное участие.

Для успешного вхождения ребенка в школьную жизнь необходимо дошкольное образование с акцентом на предшкольную подготовку, что требует активного внедрения в воспитательно-образовательный процесс инновационных педагогических технологий. Успех претворения намеченных преобразований во многом будет зависеть от квалификации и мастерства каждого воспитателя, каждого работника системы дошкольного образования.

В системе дошкольного образования работают 59 педагогов, около ста человек помогают организовать присмотр и уход за детьми.  88%  педагогов аттестованы: из них на  высшую категорию – 5 педагогов, на 1 категорию - 43, на 2 категорию - 3. Хочется отметить, что средний возраст педагогов - 43 года. 23 года руководит системой дошкольного образования района методист отдела образования Татьяна Ивановна Улянды. За успехи в организации учебно-методической работы, организации практической помощи работникам образования, эффективное и действенное управление образовательными учреждениями она награждена Почетной грамотой  Министерства образования и науки Российской Федерации. Являясь умелым организатором дошкольного образования в районе, она особое внимание уделяет инновационному развитию дошкольных учреждений района. Об этом красноречиво говорят те факты, что на уровне республики дошкольные учреждения выигрывают гранты, становятся победителями различных конкурсов:

2007 год -  МДОУ «Детский сад «Солнышко» - победитель в республиканском конкурсе проектов по внедрению в дошкольную среду национальных культурных традиций;

2008 год -  МДОУ «Детский сад «Рябинушка» - победитель в республиканском  конкурсе по благоустройству территорий дошкольных учреждений;

МДОУ «Детский сад «Рябинушка» победитель гранта Президента Чувашской Республики в размере 200 тыс. руб.;

2009 год - МДОУ «Детский сад «Солнышко», победитель  гранта Президента Чувашской Республики в размере 200 тысяч руб.

в 2009 году удостоены денежной премии Президента Чувашской Республики в размере 10 тыс. рублей  2 воспитателя;

в 2010 году  удостоены денежной премии Президента Чувашской Республики в размере 20 тыс. рублей 2 воспитателя;

в 2011 в республиканском  конкурсе  «Растим патриотов России»  2 воспитателя стали призерами.

В  районе создана вариативная многофункциональная сеть дошкольных образовательных учреждений, которая предоставляет широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, потребностей семьи и общества в целом. В районе функционируют 2 дошкольных образовательных учреждения, 3 учреждений «начальная школа – детский сад». Открываются группы дошкольного образования в общеобразовательных школах и группы кратковременного пребывания для детей, не посещающих детские сады. В настоящее время во всех  10 общеобразовательных школах открыты дошкольные группы, в сентябре 2011 года открыта еще одна разновозрастная группа в Большеатменской средней общеобразовательной школе  на 15 мест. До декабря 2011 года предстоит открыть дополнительные дошкольные группы в Новоатайской, Питеркинской, Атнарской средних школах на 50 мест. В дошкольной группе Большеатменской школы, которая расположена в д.Испуханы, в ближайшее время режим пребывания детей будет продлен с 5 часового до 10 часового.

Расширяется деятельность дошкольных образовательных учреждений с целью полного удовлетворения  образовательных потребностей родителей и воспитанников. В 2007 году дополнительные образовательные услуги без предъявления оплаты   (кружковая работа по интересам детей) оказывали 3 учреждения, посещали 298 детей, в 2008 году – 10 учреждений с количеством детей  304 , в 2011 году –11  учреждений, количество детей – 317.

В районе создана база данных детей в возрасте от 0 до 7 лет.  Количество детей, охваченных дошкольным образованием на начало 2011-2012 учебного года составляет 60%. С учетом нынешнего состояния муниципальной системы дошкольного образования (обеспеченность местами и охват детей), демографических перспектив предлагаются приоритетные меры, способствующие развитию сети дошкольных учреждений:

-открытие семейных и домашних детских садов, семейных воспитательных групп, консультационных пунктов для оказания помощи родителям в воспитании детей дошкольного возраста. Такие группы необходимо организовать  в целях поддержки многодетных семей, предоставления родителям, имеющим детей, возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей. В отдаленных деревнях из-за малочисленности контингента воспитанников нецелесообразно открывать дошкольные группы, поэтому данные виды организации дошкольного образования наиболее приемлемы. Но при организации данных форм работы возникают определенные трудности в соблюдении санитарно - эпидемиологических требований к устройству, содержанию, созданию безопасных условий пребывания детей.

Дошкольное образование характеризуется гибкостью, открытостью, вариативностью и индивидуализацией  образовательного процесса.

В целях сохранения и развития сети образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, обеспечивающих потребности населения в образовательных услугах, принята подпрограмма «Развитие дошкольного образования в Красночетайском районе  на 2011-2020 годы» районной целевой программы развития образования в Красночетайском районе на 2011-2020 годы.

Детский сад – это не просто образовательное учреждение, детский сад - начало начал!