Классные руководители пятых классов образовательных учреждений Красночетайского района Раиса Захарова, Андрей Иванов, Светлана Яруткина, Иван Сатлайкин, Ирина Евсеева, Нина Вазина, педагоги-психологи Елена Емельянова, Надежда Печникова 20 сентября стали участниками круглого стола «Обеспечение успешной адаптации учащихся начальных классов при переходе в основное звено», организованного специалистами Центра психолого-педагогической помощи отдела образования администрации района.
Ведущий семинара, заведующий Центром Алевтина Савельева, считает, что переход вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе должен быть предметом серьезного педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогических коллективов всех образовательных школ. Ведь переход из 1 ступени во 2 ступень - это переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками и учителями.
Цель семинара - помочь классным руководителям в обеспечении плавного, постепенного и безболезненного перехода учащихся начальной школы в основную. С этой целью обсуждены психологические особенности 10-12-летних детей, уровень познавательной деятельности, анализированы признаки, причины неуспешной адаптации, приемы и пути преодоления этих трудностей.
Классным руководителям даны представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях образования, намечены преемственные связи в содержании и методах обучения, они получили знания о специфике форм организации обучения, особенностях стиля взаимодействия учителя и учащихся младшего школьника.
Под особым аспектом обсуждались проблемы: сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся 5 классов; развитие познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной сферы; навыки работы с информацией; развитие контрольно-оценочной деятельности; координация и руководство над деятельностью всего педагогического коллектива в адаптационный период учащихся и т д.
Такие формы работы, как ознакомление участников семинара с результатами мониторинга школьной тревожности учащихся 5 классов, организация работы в микро-группах по разработке проектов и программ психолого-педагогического сопровождения детей группы риска, демонстрация слайдов «Психолого-педагогические особенности адаптации учащихся начального звена в основное звено», изучение методического письма Министерства образования и науки РФ «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную» (от 21.05.2004года), организация диалога с классными руководителями по проблемам обучения и воспитания учащихся 5 классов, релаксационных минуток, тиражирование диагностических методик по выявлению уровня адаптации, несомненно, повысили эффективность семинара.
Специалисты Центра психолого-педагогической помощи отдела образования уверены, что проблема организации, руководства и контроля деятельности всех участников образовательного процесса на переходном этапе от начальной школы к основной может быть успешно решена только путем создания команды педагогов, заинтересованных в создании благополучной образовательной среды.