Портрет будущего первоклассника

Специалистами Центра психолого-педагогической помощи проводится целенаправленная работа по психолого-педагогическому сопровождению и ранней диагностике детей дошкольного возраста. По предварительным данным 141 будущий первоклассник поступит в школы Красночетайского района в 2011-2012 учебном году. Из них на 15 августа 136 детей прошли психолого-медико-педагогическую комиссию. Функционально готовыми к обучению в школе признаны 124 детей, условно готовыми - 1 ребенок, не готовы - 3 детей.  8 детей не достигли школьного возраста.     

Результаты комиссии по определению школьной готовности  свидетельствуют о том,   что больше половины  первоклассников  (41 % + 15,5% = 56,5%)  имеют уровень развития  «высокий» и  «выше среднего»,  18,2% дошкольников показали  «низкий »  и «ниже среднего»  уровни зрелости.  Причем, 28% детей имеют «средний уровень» психического и интеллектуального развития. Из 6 психологических показателей будущие первоклассники  наиболее успешны  по умственной активности, развитию мелкой моторики, фонематическому слуху, а с заданиями на  словарное развитие, кратковременную  память, мышление наименее успешны. 

Следует также отметить, что 26% из общего количества  детей имеют  те или иные нарушения речи. Из результатов логопедического обследования речевого развития воспитанников 5-6 лет  одного из дошкольных учреждений видно, что таких детей составляет 75%  (10% детей имеют общее недоразвитие, 35% - фонетические нарушения, 30% - фонетико-фонематическое). Каковы же причины? Прежде всего, отсутствие соответствующих образовательных областей по речевому развитию и специалистов узкого профиля. Также растет значительное количество детей, имеющих различные органические  речевые нарушения, связанные с центральной нервной системой.

Развитие эмоционально-волевой сферы (умение внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию)   является одним из критериев школьной готовности. По результатам обследования эмоционально-поведенческих отклонений дошкольников 5-6 лет на первый план выступает проблема гиперактивности, затем тревожность и агрессивность. Все эти вышесказанные нарушения характеризуются беспокойством, отсутствием внимания, что ведет к проблемам в общении и во взаимоотношении со взрослыми.

Немаловажным фактором и важнейшим критерием функциональной школьной готовности является  развитие навыков учебной деятельности. Качественный и количественный анализ результатов обследования свидетельствует, что со  значительной частью будущих школьников проводится  подготовка к обучению в школе. Так, 87,5% детей различают основные цвета, 94,5% умеют считать до десяти, 55% детей знают все буквы.  Из них навыком  чтения целыми словами овладели 17 первоклассников, 3 детей продемонстрировали навык беглого чтения, 32  первоклассника читают по слогам.

Из результатов психолого-медико-педагогической  комиссии видно, в дошкольных учреждениях очень слабо поставлена работа по привитию любви к материнскому языку. Из общего количества детей, знающие   русские буквы, 85% - 90% дошкольников не узнают буквы чувашского алфавита.  Низок запас слов на чувашском языке.

Ранняя диагностика школьной готовности первоклассников, определение уровня развития познавательной, мотивационной, волевой сферы - это необходимое условие разработки индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения первоклассников в адаптационный период.

 

Фоторепортаж