Специалистами Центра психолого-педагогической помощи проводится целенаправленная работа по психолого-педагогическому сопровождению и ранней диагностике детей дошкольного возраста. По предварительным данным 141 будущий первоклассник поступит в школы Красночетайского района в 2011-2012 учебном году. Из них на 15 августа 136 детей прошли психолого-медико-педагогическую комиссию. Функционально готовыми к обучению в школе признаны 124 детей, условно готовыми - 1 ребенок, не готовы - 3 детей. 8 детей не достигли школьного возраста.
Результаты комиссии по определению школьной готовности свидетельствуют о том, что больше половины первоклассников (41 % + 15,5% = 56,5%) имеют уровень развития «высокий» и «выше среднего», 18,2% дошкольников показали «низкий » и «ниже среднего» уровни зрелости. Причем, 28% детей имеют «средний уровень» психического и интеллектуального развития. Из 6 психологических показателей будущие первоклассники наиболее успешны по умственной активности, развитию мелкой моторики, фонематическому слуху, а с заданиями на словарное развитие, кратковременную память, мышление наименее успешны.
Следует также отметить, что 26% из общего количества детей имеют те или иные нарушения речи. Из результатов логопедического обследования речевого развития воспитанников 5-6 лет одного из дошкольных учреждений видно, что таких детей составляет 75% (10% детей имеют общее недоразвитие, 35% - фонетические нарушения, 30% - фонетико-фонематическое). Каковы же причины? Прежде всего, отсутствие соответствующих образовательных областей по речевому развитию и специалистов узкого профиля. Также растет значительное количество детей, имеющих различные органические речевые нарушения, связанные с центральной нервной системой.
Развитие эмоционально-волевой сферы (умение внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию) является одним из критериев школьной готовности. По результатам обследования эмоционально-поведенческих отклонений дошкольников 5-6 лет на первый план выступает проблема гиперактивности, затем тревожность и агрессивность. Все эти вышесказанные нарушения характеризуются беспокойством, отсутствием внимания, что ведет к проблемам в общении и во взаимоотношении со взрослыми.
Немаловажным фактором и важнейшим критерием функциональной школьной готовности является развитие навыков учебной деятельности. Качественный и количественный анализ результатов обследования свидетельствует, что со значительной частью будущих школьников проводится подготовка к обучению в школе. Так, 87,5% детей различают основные цвета, 94,5% умеют считать до десяти, 55% детей знают все буквы. Из них навыком чтения целыми словами овладели 17 первоклассников, 3 детей продемонстрировали навык беглого чтения, 32 первоклассника читают по слогам.
Из результатов психолого-медико-педагогической комиссии видно, в дошкольных учреждениях очень слабо поставлена работа по привитию любви к материнскому языку. Из общего количества детей, знающие русские буквы, 85% - 90% дошкольников не узнают буквы чувашского алфавита. Низок запас слов на чувашском языке.
Ранняя диагностика школьной готовности первоклассников, определение уровня развития познавательной, мотивационной, волевой сферы - это необходимое условие разработки индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения первоклассников в адаптационный период.