Путник, неуклонно идущий к цели…

 

В жизни часто приходится сталкиваться с таким людьми, которые имеют высокий интеллект, но не приспособлены к реальным условиям существования. Что греха таить, есть и такие специалисты в области физики, которые не могут починить электропроводку. Мастер слова может спровоцировать скандал в  общественном месте. Человек, занимающий высокий пост, не владеет управленческой культурой. Этот список можно продолжить…

Почему знания не отвечают за наши действия? Почему интеллект не функционален?

Обо всем  об этом вела разговор заведующий Центром психолого-педагогической помощи Алевтина Савельева с учителями начальных классов и  заместителями директоров по учебно-воспитательной работе на семинаре «Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»,  который состоялся 29 марта в соответствии с планом работы по методическому сопровождению введения федерального государственного стандарта начального  общего  образования.

На  теоретическом семинаре рассмотрены направления оценочной деятельности на первой ступени образования, объект оценивания, индикаторы, критериальная основа, процедуры, методики, инструментарий и формы предоставления результатов.

Система оценки достижений учащихся начального звена, представленная в содержании новых образовательных стандартов, имеет кардинальные различия по сравнению с традиционной системой. Основная задача семинара заключалась в раскрытии данных различий.

Педагоги начального звена, которые в 2011-2012 учебном году сделают  первые шаги по реализации стандарта второго поколения, столкнутся многими нововведениями, в том числе и  в системе оценивания достижений учащихся. 

Как оценивать личностные успехи детей? С помощью каких процедур выявить уровень развития  (регулятивных, познавательных, коммуникативных) метапредметных  и предметных действий? Что значит «уровневая система оценивания»? Нужны ли академические знания по отдельным учебным предметам? Как перевести предметные умения в универсальные умения школьника? Как формировать у  учащихся оценочную  компетентность? Поможет ли портфель достижений выявить  динамику индивидуальных  достижений? Как выводить итоговую оценку ученика? Как использовать материалы накопительной системы оценки при переводе выпускника начальной школ в  основное звено? Вот небольшой перечень вопросов, которые  затрагивались на семинаре.

Всем участникам образовательного процесса предстоит изучить основные принципы оценивания достижений учащихся начального звена, согласовать  запросы  сторон, конкретизировать  и прописать планируемые результаты освоения программы начального звена, разработать  программу оценки достижения и мониторинга  планируемых результатов  освоения программы НОО в каждой отдельно взятой школе.

Наибольшую сложность будут испытывать те учителя, которые привыкли ставить оценку за воспроизведение  информации. Оценивая предметные результаты, каждый  учитель должен помнить, основную ценность представляет не само по себе освоение опорных знаний, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Важно помнить и психологическую составляющую оценки. Оценка – не орудие разрушения личности, а инструмент созидания. Каждый ученик  имеет индивидуальную и ближайшую  зону развития. 

Дорогу осилит  не  тот путник, который  близок к цели, а  тот, который неуклонно  идет к ней…