Помощь Центра психолого-педагогической помощи в выборе профессии

Центром  психолого-педагогической помощи отдела образования накоплен определенный опыт работы по психологическому сопровождению профильного и профессионального образования учащихся общеобразовательных школ района с момента создания Центра.

Создана методическая и методологическая база по психологическому сопровождению профильного и профессионального образования. Так, специалистами Центра разработаны районные методические рекомендации «Психологическое сопровождение профильной и профессиональной подготовки», где отражены приоритетные направления деятельности психологической службы в профильной и профессиональной ориентации старшеклассников, даны тесты для оценки неспецифических личностных качеств, для оценки волевых и адаптивных качеств, изложена структура психологического сопровождения профильной подготовки, инструментарий для психологического мониторинга, психологические критерии успешности профессионального и профильного самоопределения, дана программа профессионального курса подготовки старшеклассников к выбору профессии.

Накоплен опыт работы в проектно-исследовательской деятельности по профильному и профессиональному образованию. Так, специалистами Центра еще в период становления Центра  проводилась система мероприятий по развитию  навыков проектно-исследовательской деятельности в области профориентации, то есть разработано районное положение «Об организации районной научно-практической конференции старшеклассников «Моя будущая профессия». С целью координирования работы по составлению творческих проектов «Моя будущая профессия» разработаны «Методические рекомендации по составлению творческого проекта и организации научно-практической конференции «Моя будущая профессия», где даны формы работы по профессиональной ориентации старшеклассников, изложены принципы оформления проекта, его композиция и структура, использование разнообразных методов исследования, указаны правила презентации. 

По запросу школ и РГОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» не раз проводил мониторинг в форме  анкетирования учащихся 9,10,11 классов общеобразовательных школ по проблеме профильного и профессионального самоопределения.

На расширенных заседаниях ЦППП поднимались вопросы психологического сопровождения профильной и профессиональной ориентации старшеклассников, где обсуждались проблемы: «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования», роль элективных курсов, модели профильной подготовки, этапы предпрофильной подготовки,  роль курсов по выбору, анализировались итоги анкетирования учащихся общеобразовательных школ, размножались  психологические тесты.

Ежегодно на базе общеобразовательных школ проводятся выездные заседания ЦППП, где социальные педагоги, педагоги-психологи и учителя демонстрируют открытые занятия по профильному и профессиональному самоопределению старшеклассников. Особенно запомнилось занятие-тренинг «Мой выбор» социального педагога МОУ «Мижеркасинская СОШ» Людмилы Долговой.

Профориентационная работа проводится с младшего школьного возраста. Особенно удачно проводились внеклассные мероприятия учителей начальных классов МОУ «Новоатайская СОШ» по теме «Город мастеров».

У специалистов Центра есть опыт проведения профориентационных олимпиад-игр с учащимися 9-10 классов «Я выбираю свой путь».

Специалисты Центра тесно взаимодействуют со специалистами  Центра занятости населения Красночетайского района, ежегодно в апреле  принимают  активное участие в Республиканской акции волонтеров-профориентаторов  «Твой выбор профессии». В 2010 году социальными педагогами, педагогами психологами и классными руководителями  (их всего было 31 человек) проведены 39 разнообразных профориентационных мероприятий на базе общеобразовательных школ с охватом 988 детей и подростков. Особо отличившиеся  специалисты психологических служб - волонтеры – профориентаторы ( за последние 3 года ) награждены благодарственными письмами Государственной службы занятости населения Чувашской Республики: Савельева А.Н., Долгова Л.Л., Емельянова Е.А, Илюшина Э.П., Осеева А.Н., Миронова О.Н., Романова А.В, Артемьева Г.П., Сидорова Н.Я.

На заседаниях ЦППП обсуждают вопросы психолого-педагогического сопровождения детей группы риска, социально-педагогической адаптации детей с низким уровнем интеллекта. Налажена работа РПМПК по выявлению детей с отклонениями в развитии и определению их в вспомогательные школы, где  и решается проблема профессионального выбора и интеграции в обществе здоровых детей.

В Центре накоплен  большой методический материал о мире профессий, имеются система психологических тестов по выявлению  индивидуальных способностей, по выявлению  особенностей мышления, развитию лидерских качеств и т.д.

Центром налажен консультативный прием детей и подростков по вопросам профессионального выбора с 8 00 до 17 00 ежедневно.