В соответствии с письмом ГОУ «Чувашский институт образования» №381 от 19.11.2010, рекомендациями Центра сопровождения нацпроектов и аттестации работников образования ГОУ «ЧРИО», приказом отдела образования администрации Красночетайского района № 132 от 29. 11.
Второй этап мониторингового социологического исследования организован 1 марта 2011 года. Мониторинговое исследование проведено на основе утвержденного «Листа самооценки готовности образовательных учреждений к введению федерального государственного стандарта начального общего образования в 2010-2011 учебном году».
Анализ результатов 2 этапа мониторингового социологического исследования общеобразовательных школ района свидетельствует, что руководителями образовательных учреждений района проводится дальнейшая работа по нормативно-правовому, информационному, финансово-экономическому, материально-техническому обеспечению введения федерального государственного стандарта начального общего образования.
Результаты второго этапа мониторингового социологического исследования по выявлению уровня готовности образовательных учреждений к введению федерального государственного стандарта начального общего образования представили в отдел образования все общеобразовательные школы кроме МОУ «Испуханская НШ-ДС», МОУ «Баймашкинская НШ-ДС, МОУ «Штанашская ООШ». Поэтому по вышеперечисленным школам использованы результаты 1 этапа мониторингового исследования.
Анализ результатов исследования свидетельствует, в реализации образовательной программы ФГОС НОО, к которой приступят 1 сентября 2010-2011 учебного года, примут участие 31% (15 человек) педагогов начального звена. Данные педагоги имеют первую квалификационную категорию, один – высшую квалификационную категорию.
В целях обеспечения эффективного введения ФГОС нового поколения во всех образовательных школах района создана рабочая группа по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени образования. Все образовательные учреждения оформили согласование с органом государственно-общественного управления (совета школы, управляющего совета, попечительского совета) по вопросу введения в образовательном учреждении ФГОС НОО. В 11 образовательных школах (кроме МОУ «Атнарская СОШ», МОУ «Мижеркасинская ООШ» - частично) разработан план-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, в 10 (из них в двух школах - частично) школах разработан план методической работы, обеспечивающий сопровождение в связи с ведением ФГОС НОО. Во всех образовательных школах организовано изучение общественного мнения по вопросам введения новых стандартов. Через сайт образовательного учреждения и информационный стенд проводится информирование родителей.
В 11 школах обсужден и утвержден соответствующий вариант учебного плана. В настоящее время одна вторая часть школ ( 3 школы разработали полностью, 3 - частично) разработали основную образовательную программу начального общего образования образовательного учреждения (на основе примерной основной образовательной программы). На первоначальной стадии разработки находятся программы по отдельным учебным предметам и курсам: русский язык (разработали 3 школы), литературное чтение (5 школ), родной язык (2 школы), литературное чтение на родном языке (2 школы), иностранный язык (4 школы), математика и информатика(6 школ), окружающий мир (7 школ), основы духовно-нравственной культуры народов России (8школ), музыка (6 школ), изобразительное искусство (7 школ), технология (7 школ), физическая культура (5 школ).
10 школ (5 из них частично) разработали программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, 11 школ (4 из них частично) программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования разработали 12 школ (4 из них частично), системы оценки достижения планируемых результатов - 6 школ (4 из них частично), программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования - 9 школ (3 из них частично), программы коррекционной работы - 7 школ.
В 8 школах (в 1 школе - частично) района определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС НОО.
На момент проведения мониторингового исследования руководителями школ пока не внесены необходимые изменения в устав образовательного учреждения, не заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками только 3 школы.
Руководители образовательных учреждений испытывают затруднения в определении оптимальной для реализации модели организации образовательного процесса, (только в 2 школах определились) обеспечивающей организацию внеурочной деятельности обучающихся.
Результаты мониторинга свидетельствуют, что в 9 школах (из них в 2 школах частично) разработаны и утверждены новые должностные инструкции работников образовательного учреждения.
Реализация нового ФГОС НОО возможна при оснащении образовательного учреждения определенной материально-технической базой, при ее соответствии действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения. На территории многих школ имеется необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование.
В учебных кабинетах не всех школ (особенно в средних школах и ресурсных центрах) не хватает площади для игровых зон, зон для индивидуальных занятий и для активной деятельности.
Только в 4 школах (МОУ «Красночетайская СОШ» - 1 ед., в МОУ «Атнарская СОШ», МОУ «Новоатайская», МОУ «Большеатменская СОШ» - 0,5 ед.) функционирует библиотека (имеется штат библиотекаря), где имеется рабочая зона, но отсутствует читальный зал. Из-за отсутствия спортивного зала, актового зала, помещения для внеурочной деятельности в некоторых средних, основных и начальных школах перед школами появится проблема организации досуга во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС НОО, а это требует пересмотра материально-технической базы данных школ.
Анализ свидетельствует, что все школы имеют доступ к электронным образовательным ресурсам, но только в 5 школах имеются автоматизированные рабочие места для учителей начальных классов.
Изучение мнения руководителей образовательных учреждений района свидетельствует, что многие из них испытывают затруднения в разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени образования, что связано отсутствием навыков работы в проектно-исследовательской деятельности. Специалистами Центра психолого-педагогической помощи отдела образования с целью оказания методической помощи руководителям школ, учителям начальных классов в 2010-2011 учебном году организована система семинаров, занятий ассоциации учителей начальных классов района.