Итоги повторного мониторинга готовности общеобразовательных школ района к введению ФГОС НОО

В соответствии с письмом ГОУ «Чувашский институт образования» №381 от 19.11.2010, рекомендациями Центра сопровождения нацпроектов и аттестации работников образования ГОУ «ЧРИО», приказом отдела образования администрации Красночетайского района  № 132 от 29. 11. 2010 г  «О мониторинговом социологическом исследовании общеобразовательных школ района»  в рамках введения в 2011-2012 г в образовательных учреждениях Чувашской Республики федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования во всех общеобразовательных школах  Красночетайского района  с 1 по 20 декабря 2010 года организован первый этап мониторингового социологического исследования по выявлению уровня готовности образовательных учреждений к введению федерального государственного стандарта начального общего образования. По итогам первого этапа мониторингового обследования специалистами Центра психолого-педагогической помощи оформлен проект приказа по отделу образования №12 от 20 января 2011 года «Об  итогах 1 этапа  мониторингового социологического  исследования общеобразовательных школ района».

Второй этап  мониторингового социологического исследования  организован  1 марта 2011 года. Мониторинговое исследование проведено на основе утвержденного  «Листа самооценки готовности образовательных учреждений к введению федерального государственного стандарта начального общего образования в 2010-2011 учебном  году».

Анализ результатов 2 этапа  мониторингового социологического  исследования общеобразовательных школ района свидетельствует, что руководителями образовательных учреждений района проводится  дальнейшая работа по нормативно-правовому, информационному, финансово-экономическому, материально-техническому обеспечению введения федерального государственного стандарта начального общего образования.

Результаты второго этапа мониторингового социологического исследования по выявлению уровня готовности образовательных учреждений к введению федерального государственного стандарта начального общего образования представили в отдел образования  все общеобразовательные школы кроме МОУ «Испуханская НШ-ДС», МОУ «Баймашкинская НШ-ДС, МОУ «Штанашская ООШ». Поэтому по вышеперечисленным школам использованы результаты 1 этапа мониторингового исследования.

Анализ результатов исследования свидетельствует,  в реализации образовательной программы ФГОС НОО, к которой приступят 1 сентября  2010-2011 учебного года, примут участие 31% (15 человек) педагогов начального звена.  Данные педагоги имеют первую квалификационную категорию, один – высшую квалификационную категорию.

В целях обеспечения эффективного введения ФГОС нового поколения во всех образовательных школах района создана рабочая группа по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени образования. Все образовательные учреждения оформили  согласование  с органом государственно-общественного управления (совета школы, управляющего совета, попечительского совета) по вопросу введения в образовательном учреждении ФГОС НОО. В 11 образовательных школах (кроме МОУ «Атнарская СОШ», МОУ «Мижеркасинская ООШ» - частично) разработан план-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, в 10 (из них в двух школах - частично) школах разработан план методической работы, обеспечивающий сопровождение в связи с ведением ФГОС НОО. Во всех образовательных школах организовано изучение общественного мнения по вопросам введения новых стандартов.   Через сайт образовательного учреждения и  информационный стенд проводится информирование родителей.

В 11 школах обсужден и утвержден соответствующий вариант учебного плана. В настоящее время одна вторая часть школ ( 3 школы разработали полностью, 3 - частично) разработали  основную образовательную программу начального общего образования образовательного учреждения (на основе примерной основной образовательной программы). На первоначальной стадии разработки находятся программы по отдельным учебным предметам и курсам: русский язык (разработали 3 школы), литературное чтение (5 школ), родной язык (2 школы), литературное чтение на родном языке (2 школы), иностранный язык (4 школы), математика и информатика(6 школ), окружающий мир (7 школ), основы духовно-нравственной культуры народов России (8школ), музыка (6 школ), изобразительное искусство (7 школ), технология (7 школ), физическая культура (5 школ).

 10 школ (5 из них частично) разработали  программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, 11 школ (4 из них частично) программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования разработали 12 школ (4 из них частично), системы оценки достижения планируемых результатов - 6 школ (4 из них частично), программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования - 9 школ (3 из них частично), программы коррекционной работы - 7 школ.

В 8 школах  (в 1 школе - частично) района определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС НОО.

На момент проведения мониторингового исследования руководителями  школ пока не внесены необходимые изменения в устав образовательного учреждения, не заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками только 3 школы.

Руководители образовательных учреждений испытывают затруднения в определении оптимальной для реализации модели организации образовательного процесса, (только в 2 школах определились) обеспечивающей организацию внеурочной деятельности обучающихся. 

Результаты мониторинга свидетельствуют, что в 9 школах (из них в 2 школах частично) разработаны и утверждены новые должностные инструкции работников образовательного учреждения.

Реализация нового ФГОС НОО возможна при оснащении образовательного учреждения определенной материально-технической базой, при ее соответствии действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения.  На территории многих школ имеется необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование.

В учебных кабинетах не  всех школ  (особенно в средних школах и ресурсных центрах) не хватает площади для игровых зон, зон для индивидуальных занятий  и для активной деятельности.

Только в 4 школах (МОУ «Красночетайская СОШ» - 1 ед., в МОУ «Атнарская СОШ», МОУ «Новоатайская», МОУ «Большеатменская СОШ» - 0,5 ед.) функционирует  библиотека (имеется штат библиотекаря), где имеется рабочая зона, но отсутствует читальный зал.  Из-за отсутствия спортивного зала, актового зала, помещения для внеурочной деятельности в некоторых  средних, основных и начальных школах  перед школами появится проблема организации досуга  во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС НОО,  а это  требует   пересмотра  материально-технической базы  данных школ.

Анализ свидетельствует,  что все школы имеют доступ к электронным образовательным ресурсам, но  только в 5 школах  имеются  автоматизированные рабочие места  для учителей начальных классов.  

Изучение мнения руководителей образовательных  учреждений района свидетельствует, что  многие из них испытывают затруднения в разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени образования, что связано отсутствием навыков работы в проектно-исследовательской  деятельности.  Специалистами Центра психолого-педагогической помощи отдела образования с целью оказания методической помощи  руководителям школ, учителям начальных классов в 2010-2011 учебном году организована система семинаров, занятий ассоциации учителей начальных классов района.