Центр психолого-педагогической помощи отдела образования администрации Красночетайского района проводит определенную работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на этапе вхождения их в новую учебную деятельность с целью отслеживания динамики индивидуального развития каждого ребенка, построения коррекционно-развивающего педагогического процесса, профилактики негативных проявлений в развитии.
C 15 сентября по 15 октября 2010 года по анкетам Центра психолого-педагогической помощи отдела образования ( «Анкета для родителей»), организован мониторинг уровня адаптации первоклассников c участием родителей 1-х классов Атнарской, Большеатменской, Новоатайской, Красночетайской, Питеркинской средних, Верхнеаккозинской, Штанашской, Шолинской, Хозанкинской, Мижеркасинской основных школ, Пандиковской, Баймашкинской, Кумаркинской, Испуханской начальных школ-детских садов.
В содержание анкеты включены такие вопросы, которые позволяют раскрыть психофизиологические и эмоциональные изменения, происходящие с ребенком на первоначальных этапах привыкания к новым условиям жизни.
Анализ показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов обследования позволил классифицировать уровень адаптации первоклассников как: достаточный уровень адаптации, частичный уровень адаптации, недостаточный уровень адаптации (дезадаптация).
Качественный и количественный анализ результатов анкетирования первоклассников района, проведенный в октябре 2010 года, свидетельствует, что каждый второй первоклассник (52%) успешно проходит все этапы адаптации к новым психолого-педагогическим условиям обучения в школе, то есть имеет достаточный уровень адаптации, 32% детей испытывают некоторые проблемы в привыкании, то есть имеют частичный уровень адаптации. Настораживает тот факт, что каждый десятый первоклассник (11%) не может справляться с психолого-педагогическими и социальными проблемами, предъявляющими к нему со стороны школы, то есть имеет недостаточный уровень адаптации (дезадаптацию) , а 5% родителей затруднились ответить на вопросы анкеты.
Надо отметить, что в нижеперечисленных школах количество дезадаптированных учащихся превышает среднестатистический районный уровень: МОУ «Мижеркасинская ООШ», МОУ «Красночетайская СОШ» (1 «Б» класс), МОУ «Питеркинская СОШ», МОУ «Пандиковская НШ-ДС», МОУ «Большеатменская СОШ», МОУ «Новоатайская СОШ». Самое большое количество первоклассников (24%), испытывающих проблемы в адаптации (дезадаптация), выявлено в МОУ «Питеркинская СОШ».
Результаты проведенного в октябре текущего года диагностирования первоклассников полностью соответствуют результатам муниципально-психолого-медико-педагогической комиссии будущих первоклассников, проведенных в июне 2010 года. Прогнозы совпали особенно в части интеллектуального развития. Выявлена прямая зависимость между интеллектуальным развитием и уровнем адаптации первоклассника. Насколько высок у ребенка уровень личностного развития, настолько успешнее адаптируется ребенок к новым условиям жизни. Имеет место сравнительная таблица по итогам мониторинга дошкольников и первоклассников:
Результаты ПМПК будущих первоклассников в июле 2010 года ( уровень интеллектуального развития) |
Результаты диагностики адаптации первоклассников в октябре 2010 года | ||||
«высокий уровень» и уровень развития «выше среднего» |
«средний уровень развития» |
«низкий уровень развития» и «ниже среднего» |
достаточный уровень адаптации |
частичный уровень адаптации |
недостаточный уровень адаптации |
50% |
33% |
17% |
52 % |
32 % |
11 % (5% родителей затруднились ответить на вопросы анкеты) |
Из таблицы видно, что по итогам психолого-медико-педагогической комиссии 50% будущих первоклассника имели достаточно хороший уровень развития, а итоги диагностики адаптации первоклассников свидетельствует, что 52% первоклассников имеют достаточный уровень адаптации. Такая же картина наблюдается в отношении детей, имеющих средний уровень развития и детей, принятых в школу с оценкой уровень развития «ниже среднего» или «низкий уровень развития».
Таким образом, на основе полученных данных можно достаточно обоснованно выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании специалистов всех категорий (учитель, психолог, логопед, педиатр, психиатр, невропатолог т.д.), это первоклассники с дезадаптацией и первоклассники с частичной адаптацией.
Детей из первой группы необходимо обследовать индивидуально, выявить причины и факторы дезадаптации, вести необходимую системную коррекционно-развивающую работу. Несомненно, основная часть из них будет испытывать проблемы в усвоении программ начального общего образования, среди них есть первоклассники, имеющие показания для обследования республиканской психолого-медико-педагогической комиссии и определения во вспомогательную школу. Вторая группа – первоклассники с частичной адаптацией - чаще нуждаются в краткосрочной оперативной помощи со стороны специалистов. Данные об их эмоциональном состоянии имеются в материалах письменного анкетирования родителей.
Причинами дезадаптации и неполной адаптации может быть отсутствие функциональной готовности ребенка к школе, отклонение в развитии, повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, изменение характера детско-родительских отношений, перегрузка дополнительными занятиями, низкая самооценка, слабое здоровье.
Так, из результатов анкетирования родителей первоклассников района видно, что 90% первоклассников нуждаются в помощи при выполнении домашних заданий, 52% из них не могут сами проверить свою работу, найти и исправить ошибку. 76% респондентов не могут преодолеть школьные проблемы без помощи взрослых. У каждого второго первоклассника наблюдаются проблемы в общении со сверстниками. У 40% детей преобладают отрицательные впечатления о школе. 15% первоклассников не хотят идти в школу, каждый четвертый – не может приспосабливаться к школьному режиму, переживает из-за школьных неуспехов.
В зависимости от конкретной ситуации специалистам необходимо проконсультировать родителей, дать рекомендации по преодолению выявленного психологического неблагополучия.
Перед педагогическим коллективом школ стоит задача создания максимально комфортных психолого-педагогических условий, позволяющих первоклассникам успешно функционировать и развиваться в новой педагогической среде.