Об итогах мониторинга адаптации первоклассников в 2010-2011 учебном году

Центр психолого-педагогической помощи  отдела образования администрации Красночетайского района проводит определенную работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста  на этапе вхождения их в новую учебную деятельность с целью отслеживания динамики индивидуального развития каждого ребенка, построения  коррекционно-развивающего педагогического процесса, профилактики негативных проявлений в развитии.

C  15 сентября по 15 октября  2010 года по анкетам Центра психолого-педагогической помощи отдела образования ( «Анкета для родителей»), организован мониторинг уровня адаптации  первоклассников c участием родителей 1-х классов Атнарской, Большеатменской, Новоатайской, Красночетайской, Питеркинской средних, Верхнеаккозинской, Штанашской, Шолинской, Хозанкинской, Мижеркасинской основных школ,  Пандиковской, Баймашкинской, Кумаркинской, Испуханской начальных школ-детских садов.

В содержание анкеты включены такие вопросы, которые позволяют раскрыть психофизиологические и эмоциональные  изменения, происходящие с ребенком на первоначальных этапах привыкания к новым условиям жизни.

Анализ показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов обследования позволил классифицировать уровень адаптации первоклассников как: достаточный уровень адаптации, частичный уровень адаптации, недостаточный  уровень адаптации (дезадаптация).

Качественный и количественный анализ результатов анкетирования первоклассников района, проведенный в октябре 2010 года,   свидетельствует, что каждый второй  первоклассник (52%) успешно проходит все этапы адаптации к новым психолого-педагогическим условиям обучения в школе, то есть имеет достаточный уровень адаптации, 32% детей испытывают некоторые проблемы в привыкании, то есть имеют частичный уровень адаптации.  Настораживает тот факт, что каждый десятый первоклассник (11%) не может справляться с психолого-педагогическими и социальными проблемами, предъявляющими к нему со стороны школы, то есть имеет недостаточный уровень адаптации (дезадаптацию) , а 5%  родителей затруднились ответить на вопросы анкеты.

Надо отметить, что в нижеперечисленных школах количество дезадаптированных учащихся превышает среднестатистический районный уровень: МОУ «Мижеркасинская ООШ», МОУ «Красночетайская СОШ» (1 «Б» класс), МОУ «Питеркинская СОШ», МОУ «Пандиковская НШ-ДС», МОУ «Большеатменская СОШ», МОУ «Новоатайская СОШ». Самое большое количество первоклассников (24%), испытывающих проблемы в адаптации  (дезадаптация), выявлено в МОУ «Питеркинская СОШ».

Результаты проведенного в октябре текущего года диагностирования первоклассников полностью соответствуют  результатам муниципально-психолого-медико-педагогической комиссии будущих первоклассников, проведенных в июне 2010 года.  Прогнозы совпали особенно в части интеллектуального развития. Выявлена прямая зависимость между интеллектуальным развитием и уровнем адаптации первоклассника. Насколько высок у ребенка  уровень личностного развития, настолько успешнее адаптируется ребенок к новым условиям жизни.  Имеет место сравнительная таблица по итогам мониторинга дошкольников и первоклассников:

 

Результаты ПМПК будущих первоклассников в июле 2010 года ( уровень интеллектуального развития)

Результаты диагностики адаптации первоклассников в октябре 2010 года

«высокий уровень» и уровень развития «выше среднего»

«средний уровень развития»

«низкий уровень развития» и «ниже среднего»

достаточный уровень адаптации

частичный уровень адаптации

недостаточный уровень адаптации

50%

33%

17%

52 %

32 %

11 %  (5% родителей затруднились ответить на вопросы анкеты)

 

Из таблицы видно, что по итогам  психолого-медико-педагогической комиссии 50%  будущих первоклассника имели  достаточно хороший уровень развития, а   итоги диагностики адаптации первоклассников свидетельствует, что  52%  первоклассников  имеют достаточный уровень  адаптации. Такая же картина наблюдается в отношении детей, имеющих средний уровень развития и детей, принятых  в школу с оценкой  уровень развития «ниже среднего» или «низкий уровень развития».

Таким образом, на основе полученных данных можно достаточно обоснованно выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании специалистов всех категорий (учитель, психолог, логопед, педиатр, психиатр, невропатолог т.д.), это первоклассники с дезадаптацией и первоклассники с частичной адаптацией.

Детей из первой группы необходимо обследовать индивидуально, выявить причины и факторы дезадаптации, вести необходимую системную коррекционно-развивающую  работу. Несомненно, основная часть  из них будет испытывать проблемы в усвоении программ начального  общего образования,  среди них есть первоклассники, имеющие показания для обследования республиканской психолого-медико-педагогической комиссии и определения во вспомогательную школу. Вторая группа – первоклассники с частичной адаптацией -  чаще нуждаются в краткосрочной оперативной помощи со стороны специалистов. Данные об их эмоциональном состоянии имеются  в материалах письменного анкетирования родителей.

Причинами  дезадаптации и неполной адаптации может быть отсутствие функциональной готовности ребенка к школе, отклонение в развитии, повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, изменение характера детско-родительских отношений, перегрузка дополнительными занятиями, низкая самооценка, слабое здоровье.

Так, из результатов анкетирования родителей первоклассников района видно, что 90% первоклассников нуждаются в помощи при выполнении домашних заданий, 52% из них не могут сами проверить свою работу, найти и исправить ошибку.  76% респондентов не могут преодолеть школьные проблемы без помощи взрослых. У каждого второго  первоклассника наблюдаются проблемы в общении со сверстниками. У 40% детей преобладают отрицательные впечатления о школе. 15% первоклассников не хотят идти в школу, каждый четвертый – не может приспосабливаться к школьному режиму, переживает из-за  школьных неуспехов.

В зависимости от конкретной ситуации специалистам необходимо проконсультировать родителей, дать рекомендации по преодолению выявленного психологического неблагополучия.

Перед педагогическим коллективом школ стоит задача создания максимально комфортных психолого-педагогических условий, позволяющих первоклассникам успешно функционировать и развиваться в новой педагогической среде.