Ребенок пошел в школу… Первый раз… Надо быть РЕБЕНКОМ, чтобы понять, какие чувства и мысли охватили его, когда он впервые оказался в стенах ШКОЛЫ. Насколько положительные чувства будет вызывать в нем школа, во многом зависит от нас - педагогов. Скептик скажет, увы, школа - это не только приятные чувства, это ТРУД, ТРУД, требующий огромных усилий… А разве труд, требующий огромных усилий, не может принести счастья?
Удивительный парадокс! Человек - это отражение общества. Мнение человека о себе (своем внутреннем «Я» ) складывается от восприятия его обществом, окружающими его людьми. Поэтому, если ты хочешь, чтобы ребенок вырос уверенным человеком, скажи: «У тебя получится!»
А ребенку, оказавшемуся вне поля зрения взрослого, сложно найти себя, свое место в обществе.
Сегодня специалисты Центра психолого-педагогической помощи отдела образования пригласили классных руководителей 1 классов на семинар «Диагностика адаптации первоклассников». Специалистов психологической службы района волновали вопросы: Как чувствуют себя первоклассники в школе? Как сделать так, чтобы привыкание к новым социально-педагогическим условиям пагубно не сказывалось на здоровье подопечных?
Заведующий Центром психолого-педагогической помощи отдела образования Алевтина Савельева в своем выступлении подчеркнула, что результаты ранней диагностики детей (в муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии), поступающих в школу в нынешнем году, необходимо учитывать в организации адаптивной среды первоклассников. Надо учитывать то, что адаптационный период у каждого ребенка индивидуален, значительная часть (50%-60%) детей привыкают к школе в течение первых 2-3 месяцев, другим детям (30%) требуется больше времени для адаптации, а третья группа (14%) детей болезненно привыкает к учебной деятельности в течение года.
За круглым столом в непринужденной беседе классные руководители поделились первыми впечатлениями по организации учебно-воспитательного процесса с первоклассниками. Отметили тех учащихся, которые плавно влились в коллектив, затронули проблему организации психолого-педагогического сопровождения детей, прибывших школу без функциональной готовности. Разбирая признаки адаптированного и дезадаптированного учащегося, гости пришли к выводу, что только квалифицированная коррекционно-развивающая работа поможет слабым детям преодолеть школьные трудности и догнать своих сверстников.
Строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований (организация пятидневной учебной нагрузки, динамической паузы в середине учебного дня, обучение без домашних заданий и балльного оценивания, дополнительные недельные каникулы, использование «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки и т.д. ) к организации образовательного процесса в первом классе может предотвратить нежелательные последствия.
В своем выступлении учитель-логопед МОУ «Красночетайская СОШ» Светлана Ярайкина рассказала об особенностях нарушения речи детей. Сделала количественный анализ детей с дефектами речи в разрезе общеобразовательных школ, учитывая результаты психолого-медико-педагогической комиссии.
Педагог-психолог Центра психолого-педагогической помощи Надежда Печникова свое выступление сопровождала мультимедиопрезентацией, раскрыла особенности физиологической, психологической, социальной, личностной адаптации первоклассников, предложила диагностические методики для выявления степени адаптации, уровня школьной тревожности и мотивации.
Специалистами Центра психолого-педагогической помощи принято решение, организовать мониторинг степени адаптации первоклассников, поступивших в школу в 2010-2011 учебном году, где примут участие родители первоклассников. На семинаре размножены анкеты для родителей первоклассников. Отслеживание степени адаптации организуется в сентябре-октябре этого года.
Все собравшиеся гости пришли к выводу, что только совместными усилиями родителей и педагогов можно застраховать наших детей от тягот дня. Но для того, чтобы почувствовать внутреннее состояние подопечных, надо быть РЕБЕНКОМ.