|
|
| |
|
|
Об итогах муниципальной психолого-медико-
педагогической комиссии (ПМПК) будущих первоклассников,
поступающих в школу в 2010-2011 уч. году.
В соответствии с планом работы Центра психолого-педагогической помощи отдела образования на 2009-2010 учебный год, новыми санитарно-эпидемиологическими правилами нормативами «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.1178-02(пункт 2.9.3.), Постановлением главы района № 161 от 4 мая 2010 года для изучения здоровья и функциональной готовности детей 6-7 летнего возраста к обучению в школах Красночетайского района в 2008-2009 учебном году создана муниципальная психолог-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), которая работала по особому графику с 17 мая по 1 июня 2010 года.
Будущие первоклассники всех образовательных школ обследованы по тестам Керна – Йерасека и Гильбуха, что предполагают комплексное (интеллектуальное и психологическое) обследование: умственной активности, словарного развития, кратковременной памяти, умозаключения, фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки.
Количественный и качественный анализ результатов работы свидетельствует, что на 1 июня 2010 года ПМПК прошли (по предварительному списку 176 детей) 166 будущих первоклассника. Функционально готовыми к обучению в школе признаны 153 ребенка, условно готовыми - 9 человек, не готовыми - 5 детей..
Анализ показывает, из общего числа обследованных учащихся 10 % учащихся имеют высокий уровень интеллектуального развития, 40 % будущих первоклассников справились с предложенными тестами на оценку « выше среднего»,33% детей имеют средний уровень развитии. Некоторые дети испытали трудности в процессе работы с предложенными заданиями, так как отстают в интеллектуальном и общем развитии. Таких детей оказалось 17%, из них 5% первоклассника имеют низкий уровень развития, у 12% будущих первоклассников - уровень развития «ниже среднего».
Специалисты осознают, что немаловажным фактором и важнейшим критерием функциональной готовности к обучению считается специальная школьная готовность. Поэтому под особым аспектом изучались некоторые учебные навыки и умения.
Качественный и количественный анализ результатов обследования свидетельствует, что со значительной частью будущих школьников проводится подготовка к обучению в школе. Имеет положительное влияние посещение дошкольных образовательных учреждений. Так из анализа видно, что 87,3 % обследованных детей, посещали садик. Анализ также свидетельствует, что 85 % детей различают основные цвета, 90 % умеют считать до 10, 58% знают буквы . Из них 27% знают не все буквы,14% детей не знают буквы. Навыком чтения (слогового -28%, целыми словами- 5%, беглого- 4%) овладели 37% первоклассника. Сравнительный анализ навыков чтения последних двух лет свидетельствует о том, что в этом году эти результаты оказались намного хуже прошлогодних.
Надо признать тот факт, что почти все обследованные не знают чувашские буквы. Это говорит о том, что в дошкольных образовательных учреждениях мало внимания уделяется родному (материнском) языку. У некоторых первоклассников наблюдается низкая школьная зрелость, которая заключается в слабом развитии волевой, мотивационной, эмоциональной сфер, в низком уровне умственной активности, умозаключения, словарного развития, тонких движений рук. Так 14,4 % детей не знают буквы, 10 % - не умеют считать,15% - не различают или путают цвета.
Члены комиссии вели учет детей с нарушениями речи, статистика свидетельствует, количество таких детей составляет 19 %. По итогам ПМПК на учет поставлены 32 ребенка с нарушениями речи. Надо признать количество таких детей уменьшилось на 6 %,чем в прошлом году.
По итогам психолого-медико-педагогической комиссии имеет место следующая таблица:
Уровни | |||||
Параметры |
высокий |
выше среднего |
средний |
ниже среднего |
низкий |
Умственная активность |
13% |
42% |
35% |
5% |
4,8% |
Развитие мелкой моторики |
6,6% |
36% |
44% |
9% |
2,4% |
Фонематический слух |
24% |
36% |
26% |
8,4% |
5% |
Словарное развитие |
4% |
36% |
46% |
9% |
4% |
Кратковременная память |
14,4% |
33% |
29% |
14,4% |
9% |
Мышление |
27% |
27% |
22% |
11% |
12% |
Из данной таблицы видно, что наибольшую трудность для первоклассников составляют тесты на развитие памяти и мышления, ибо по сравнению с другими параметрами значительное количество детей (23%) получили оценку уровень «ниже среднего» или «низкий» именно в данном направлении. Наибольшее количество успешных детей было в результатах обследования фонематического слуха. Радует тот факт, что количество первоклассников с оценкой «высокий» и «выше среднего» по сравнению с оценкой «средний уровень развития» преобладает, особенно по таким параметрам как умственная активность, кратковременная память, мышление .
Практика показывает, физически, психологически, интеллектуально и личностно не подготовленный ребенок при поступлении в школу испытывает непосильный стресс, что ведет к нервно- психическим и соматическим заболеваниям. Интенсификация учебного процесса, раннее начало систематического образования, несоответствие программ и образовательных технологий функциональным и возрастным особенностям школьников ведет к массовым заболеваниям школьников. Поэтому в школу принимаются дети 7 и 8 года жизни.
Несмотря на это, со стороны администрации некоторых образовательных учреждений района наблюдаются нарушения новых санитарно-эпидемиологических правил «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.1178-02 (пункт 2.9.3.): к обучению в школе допускаются дети, не достигшие к 1 сентября 6 лет и 6 месяцев. Муниципальная психолого-медико-педагогическая комиссия предупреждает о возможных нарушениях с целью предотвращения отклонений в психическом и физическом здоровье детей и подростков.
В соответствии с вышеизложенным принято решение:
1. Результаты муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии обсудить на заседаниях методических объединений воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов с целью коррекции пробелов в развитии и образовании в момент поступления в школу.
2 Администрации общеобразовательных школ обеспечить явку будущих первоклассников, поступающих в школу 2010-2011 учебном году в школу, на психолого-медико-педагогическую комиссию вне графика до 1 сентября 2010 года.
2. В соответствии с « Рекомендациями о подготовке детей к школе», подготовленными специалистами ЦППП, организовать системный курс подготовки первоклассников к школе.
3.Ответственность за подготовку детей к школе возложить на директоров общеобразовательных школ и на учителей начальных классов, принимающих первоклассников в 2010-2011 учебном году.