Мы готовы идти в школу?

                                                       

 

  

Об итогах муниципальной психолого-медико-

педагогической комиссии (ПМПК) будущих первоклассников,

поступающих в школу  в 2010-2011 уч. году.

 

      В  соответствии с планом работы Центра психолого-педагогической помощи отдела образования на 2009-2010 учебный год, новыми санитарно-эпидемиологическими правилами нормативами «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН  2.4.1178-02(пункт 2.9.3.), Постановлением главы района № 161 от 4 мая 2010 года для изучения здоровья и функциональной готовности детей 6-7 летнего возраста к обучению в школах Красночетайского района в 2008-2009 учебном году создана муниципальная психолог-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), которая работала по особому графику с 17 мая по 1 июня 2010 года.

       Будущие первоклассники всех образовательных школ обследованы по тестам Керна – Йерасека и Гильбуха,  что предполагают комплексное (интеллектуальное и психологическое)  обследование: умственной активности, словарного развития, кратковременной памяти, умозаключения, фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки.

       Количественный и качественный анализ  результатов работы свидетельствует, что на 1 июня 2010 года ПМПК прошли (по предварительному списку 176 детей) 166 будущих первоклассника. Функционально готовыми к обучению в школе признаны 153 ребенка, условно готовыми - 9 человек, не готовыми - 5 детей..

        Анализ показывает, из общего числа обследованных учащихся 10 % учащихся имеют высокий уровень интеллектуального развития, 40 % будущих   первоклассников справились с предложенными тестами на оценку « выше среднего»,33% детей имеют средний уровень развитии. Некоторые дети испытали трудности в процессе работы с предложенными заданиями, так как отстают в интеллектуальном и общем развитии. Таких детей оказалось  17%, из них 5% первоклассника имеют низкий уровень развития, у 12% будущих первоклассников - уровень развития  «ниже среднего».

        Специалисты осознают, что немаловажным фактором  и важнейшим критерием функциональной  готовности к обучению считается специальная школьная готовность. Поэтому под особым аспектом изучались  некоторые учебные  навыки и умения.

       Качественный и количественный анализ результатов обследования свидетельствует, что со  значительной частью будущих школьников проводится  подготовка к обучению в школе.  Имеет положительное влияние посещение дошкольных образовательных учреждений. Так из анализа видно, что 87,3 % обследованных детей, посещали садик. Анализ также свидетельствует, что 85 % детей различают основные цвета, 90 % умеют считать до 10, 58% знают буквы . Из них 27% знают не все буквы,14% детей не знают буквы. Навыком чтения (слогового -28%, целыми словами- 5%, беглого- 4%)  овладели 37% первоклассника. Сравнительный анализ навыков чтения последних двух лет свидетельствует о том, что в этом году эти результаты оказались намного хуже прошлогодних. 

        Надо признать тот факт, что почти все обследованные не знают чувашские буквы. Это говорит о том, что в дошкольных образовательных учреждениях мало внимания уделяется родному (материнском) языку. У некоторых первоклассников наблюдается низкая школьная зрелость,  которая заключается в слабом  развитии волевой, мотивационной, эмоциональной сфер, в низком уровне умственной активности,  умозаключения,  словарного  развития, тонких движений рук. Так 14,4 %  детей не знают буквы, 10 % -  не умеют считать,15% -  не различают  или путают  цвета.

           Члены комиссии вели учет детей с нарушениями речи, статистика свидетельствует, количество таких детей составляет 19 %. По итогам ПМПК на учет поставлены 32 ребенка с нарушениями речи. Надо признать количество таких детей уменьшилось на 6 %,чем в прошлом году.

           По итогам психолого-медико-педагогической комиссии имеет место следующая таблица:

                                                     Уровни

Параметры

высокий

выше среднего

средний

ниже среднего

низкий

Умственная активность

13%

42%

35%

5%

4,8%

 Развитие мелкой моторики

6,6%

36%

44%

9%

2,4%

Фонематический слух

24%

36%

26%

8,4%

5%

Словарное развитие

4%

36%

46%

9%

4%

  Кратковременная память

14,4%

33%

29%

14,4%

9%

Мышление

27%

27%

22%

11%

12%

          Из данной таблицы видно, что наибольшую трудность для первоклассников составляют тесты на развитие памяти и мышления, ибо по сравнению с другими параметрами значительное  количество детей (23%) получили оценку  уровень «ниже среднего» или «низкий» именно в данном направлении. Наибольшее количество успешных детей было  в результатах  обследования фонематического слуха. Радует тот факт, что  количество первоклассников с оценкой «высокий» и «выше среднего» по сравнению с оценкой «средний уровень развития»  преобладает, особенно по таким параметрам как умственная активность, кратковременная память,  мышление .

         Практика  показывает,    физически, психологически, интеллектуально и личностно не подготовленный  ребенок при поступлении в школу  испытывает непосильный стресс, что ведет к нервно- психическим и соматическим заболеваниям.  Интенсификация учебного процесса, раннее начало систематического образования, несоответствие программ и образовательных технологий функциональным   и возрастным особенностям школьников ведет к массовым заболеваниям школьников. Поэтому в школу принимаются дети 7 и 8 года жизни.

            Несмотря на это,   со стороны администрации некоторых  образовательных учреждений района  наблюдаются нарушения новых санитарно-эпидемиологических правил  «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН  2.4.1178-02 (пункт 2.9.3.): к обучению в школе допускаются дети, не достигшие к 1 сентября 6 лет и 6 месяцев. Муниципальная психолого-медико-педагогическая комиссия предупреждает о возможных нарушениях с целью предотвращения отклонений в психическом и физическом здоровье детей и подростков.

                         В соответствии с вышеизложенным принято решение:

1. Результаты муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии обсудить на заседаниях  методических объединений воспитателей  дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов с целью коррекции пробелов в развитии и образовании в момент поступления в школу.

2 Администрации  общеобразовательных школ обеспечить явку будущих первоклассников, поступающих в школу 2010-2011 учебном году в школу, на  психолого-медико-педагогическую комиссию вне графика до 1 сентября 2010 года. 

2. В соответствии с « Рекомендациями о подготовке детей  к школе», подготовленными специалистами ЦППП, организовать системный курс подготовки первоклассников к школе.

3.Ответственность за подготовку детей к школе возложить на директоров общеобразовательных школ и на учителей начальных классов, принимающих первоклассников в 2010-2011 учебном году.