ПОДПРОГРАММА

ПОДПРОГРАММА

«Развитие системы дошкольного образования в Красночетайском районе Чувашской Республики
на 2011–2020 годы» районной  целевой «Программы развития
образования в Красночетайском районе Чувашской Республики на 2011–2020 годы»

 

 

ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ

 

 

Наименование подпрограммы

подпрограмма «Развитие системы дошкольного образования в Красночетайском  районе Чувашской Республики на 2011–2020 годы» районной целевой «Программы развития образования в Красночетайском районе Чувашской Республики на 2011–2020 годы»

 

 

 

Основание для принятия решения о разработке подпрограммы

Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года, утвержденная Указом Президента Чувашской Республики от
21 марта 2008 г. № 25;

поручение Президента Российской Федерации на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления от 1 февраля 2008 г. (от 15 августа 2008 г. № Пр-261)

подпрограмма «Развитие системы дошкольного образования в Чувашской Республике на 2011-2020 годы» Республиканской целевой программы развития образования в Чувашской Республике  на 2011-2020 годы

 

 

 

Государственный заказчик  подпрограммы

Администрация Красночетайского района Чувашской Республики

 

 

 

Основной разработчик подпрограммы

Отдел образования администрации Красночетайского района Чувашской Республики

 

 

 

Цели подпрограммы

развитие системы дошкольного образования в Красночетайском районе и обеспечение государственных гарантий прав граждан на качественное и доступное дошкольное образование

 

 

 

Задачи подпрограммы

 

обеспечение равных стартовых условий для полноценного физического и психического развития детей дошкольного возраста как основы их успешного обучения в школе;

повышение качества дошкольного образования;

совершенствование материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений

 

 

 

Важнейшие целевые индикаторы и показатели подпрограммы

к 2020 году (по сравнению с 2008 годом):

удельный вес детей, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей в возрасте от 1 до 6,5 года, – увеличение на 21,7 процента;

удовлетворение потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений на 100 процентов;

удельный вес дошкольных образовательных учреждений, оказывающих услуги сверх стандарта дошкольного образования, – увеличение на 62 процента;

удельный вес численности педагогов дошкольных образовательных учреждений с высшим образованием в общем числе педагогов дошкольного образования 100 процентов;

удельный вес детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих коррекционную помощь и образование, в общей численности выявленных детей данной категории 
100 процентов

 

 

 

Сроки реализации подпрограммы

2011–2020 годы

 

 

 

Объемы и источники фи­нансирования

предполагаемый объем финанси­рования подпрограммы в 2011–2020 годах составит 107889,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств:

республиканского бюджета Чувашской Республики –87185,0тыс. рублей ;

местных бюджетов – 20704,6 тыс. рублей

 

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социальной и экономической эффективности

полное удовлетворение потребностей населения в услугах дошкольных образовательных учреждений ;

увеличение охвата детей организованными формами дошкольного образования до 90 процентов (в 2008 году – 62 процента); 

обеспечение дошкольных образовательных учреждений педагогами, имеющими высшее педагогическое образование (в 2008 году –
48
процентов).

Социальная эффективность подпрограммы будет выражена в повышении качества услуг, предоставляемых образовательными учреждениями, реализующими программы дошкольного образования, обеспечении равных стартовых возможностей каждому дошкольнику для получения школьного образования, снижении социальной и психологической напряженности в обществе.

Экономическая эффективность подпрограммы будет достигнута за счет введения нормативного финансирования, перевода дошкольных образовательных учреждений на финансовую самостоятельность, приведения наполняемости групп в соответствие с нормативными показателями

 

 

 

Система организации контроля за выполнением подпрограммы

контроль за реализацией подпрограммы осуществляет государственный заказчик – администрация Красночетайского района Чувашской Республики .

Исполнители мероприятий подпрограммы ежегодно к 15 февраля до 2021 года представляют информацию о ходе выполнения подпрограммы в администрацию Красночетайского района Чувашской Республики. Администрация Красночетайского района  Чувашской Республики ежегодно к 1 марта до 2021 года представляет в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе работ по реализации подпрограммы и эффективности использования финансовых средств.

По окончании срока реализации подпрограммы отдел образования администрации Красночетайского района до 1 марта 2021 г. представляет в администрацию Красночетайскогорайона Чувашской Республики доклад о выполнении подпрограммы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.

 


I. Характеристика проблемы,

на решение которой направлена подпрограмма

 

Развитие системы дошкольного образования в Красночетайском районеЧувашской Республики направлено на гармоничное, адекватное возрастным особенностям развитие детей дошкольного возраста. Дошкольное образование призвано обеспечить для каждого ребенка тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным в начальной школе и на последующих ступенях обучения.

Актуальность разработки подпрограммы обусловлена значительными организационными и содержательными изменениями в системе дошкольного образования, возникшими в результате социально-экономических преобразований: увеличением рождаемости детей, возрастанием потребности населения в получении разнообразных образовательных услуг для детей дошкольного возраста, увеличением числа родителей, желающих пользоваться услугами дошкольных учреждений до достижения детьми трехлетнего возраста.

В Красночетайском районе создана вариативная многофункциональная сеть дошкольных образовательных учреждений, которая предоставляет широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, потребностей семьи и общества в целом. В районе функционируют 2 дошкольных образовательных учреждения, 5 учреждений «начальная школа – детский сад». Открываются группы дошкольного образования в общеобразовательных школах и группы кратковременного пребывания для детей, не посещающих детские сады. В настоящее время их насчитывается соответственно 6  и 4.  Более 74 процентов детей старшего дошкольного возраста заняты различными формами предшкольной подготовки.

Однако в развитии системы дошкольного образования есть ряд проблем, требующих ускоренного решения. В соответствии с Федеральным законом от
6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района  отнесена к вопросам местного значения. Но финансовая база местного самоуправления крайне недостаточна и не обеспечивает исполнения возложенных полномочий.

С 2000 года в районе отмечается значительный рост потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений.

Несмотря на введение  дополнительных мест в функционирующих детских садах и общеобразовательных школах, проблема ликвидации очередности в дошкольные образовательные учреждения остается по-прежнему актуальной. По состоянию на 1 сентября 2008 г. очередность в дошкольные образовательные учреждения с Красные Четаи составила 106 человек..

С учетом нынешнего состояния муниципальной системы дошкольного образования (обеспеченность местами и охват детей), демографических перспектив предлагаются приоритетные меры, способствующие развитию сети дошкольных учреждений:

строительство нового здания детского сада в с.Красные Четаи

Наряду с этими затратными мерами прирост мест можно обеспечить за счет открытия дополнительных групп полного дня и групп кратковременного пребывания детей на базе  свободных площадей общеобразовательных школ.

Особого внимания требует решение вопроса обеспечения доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В настоящее время дошкольные учреждения не оказывают специализированные услуги по коррекции зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и т.п из-за отсутствия необходимых условий. Для решения этой проблемы необходимо развивать систему инклюзивного и интегративного дошкольного образования. Требуется открытие дополнительных групп для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии.

В дошкольных образовательных учреждениях ведется большая работа по оздоровлению детей. Формирование здоровьесберегающей среды, интеграция профилактических и оздоровительных технологий в воспитательно-образовательный процесс являются одними из актуальных направлений современной системы дошкольного образования. Необходимо продолжить работу по совершенствованию организации питания детей, в том числе с учетом особенностей их здоровья.

Не менее значима проблема повышения качества дошкольного образования. Услуги, предоставляемые дошкольными образовательными учреждениями, не в полной мере отвечают меняющимся запросам родителей. Недооценка значения игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте и обогащения игровой среды может привести к серьезным упущениям в развитии ребенка. Необходимо усилить работу по созданию современной предметно-развивающей среды и оценки качества дошкольного образования, разработке системы сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, при котором каждое образовательное учреждение выступает отдельным ресурсом для других образовательных учреждений и родителей детей дошкольного возраста. Работа детского сада должна стать открытой и доступной для объективной оценки качества дошкольного образования. Одним из приоритетов должны стать укрепление материально-технической базы и оснащение игровым оборудованием.

Серьезного внимания требует развитие речи ребенка, так как дети дошкольного возраста характеризуются повышенной чувствительностью к овладению языком. В связи с увеличением числа двуязычных детей существует проблема обучения их грамотной речи. Эти моменты недостаточно учитываются в практике работы детских садов, лишь в МДОУ «Детский сад «Рябинушка»  в штаты учреждения  введен учитель-логопед , но на не полную ставку.

Имеются также проблемы в кадровом обеспечении дошкольных образовательных учреждений. Низкий уровень заработной платы педагогов системы дошкольного образования (в среднем в 1,5–2 раза меньше, чем у учителей) ведет к текучести кадров и не позволяет обеспечить детские сады высококвалифицированными педагогическими кадрами. Это в свою очередь ведет к снижению качества дошкольного образования. Одной из мер по улучшению этой ситуации должно стать введение новой системы оплаты труда, ориентированной на улучшение качества и результативности труда.

Существующие организационные формы дошкольного образования не удовлетворяют полностью растущие потребности населения. Требуется создание дополнительных альтернативных форм дошкольного образования (семейные детские сады, домашние детские сады, центры игровой поддержки и др.). Для эффективного развития сети альтернативных форм дошкольного образования необходимо привлечь организации разной формы собственности.

Дошкольное образование позволяет обеспечить ребенку полноценное детство, социальную адаптацию, качественную подготовку к обучению в школе, а родителям – реализовать право на труд, участие в общественной жизни. Оно востребовано родителями, поэтому должно быть гибким, многомодельным, отвечающим социальным запросам населения. Для решения демографических задач дошкольное образование должно стать общедоступным, место в детском саду должно быть предоставлено каждому ребенку.

Мероприятия подпрограммы направлены на решение вышеуказанных проблем.

 

II. Основные цели и задачи, сроки реализации подпрограммы

 

Основными целями подпрограммы являются развитие системы дошкольного образования в Красночетайском районе ,обеспечение государственных гарантий прав граждан на качественное и доступное дошкольное образование.

Задачами подпрограммы являются обеспечение равных стартовых условий для полноценного физического и психического развития детей дошкольного возраста как основы их успешного обучения в школе; повышение качества дошкольного образования; совершенствование материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений.

Индикаторы ожидаемой эффективности реализации подпрограммы приведены в приложении № 1.

Реализация мероприятий, предусмотренных подпрограммой, будет осуществляться в 2011–2020 годах.

 

III. Перечень мероприятий подпрограммы

 

Подпрограмма включает следующие мероприятия по приоритетным направлениям развития системы дошкольного образования:

обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования;

повышение качества системы дошкольного образования;

стимулирование инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений;

нормативно-правовое регулирование и программно-методическое обеспечение организации дошкольного образования;

раннее сопровождение ребенка и семьи;

создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования;

совершенствование материально-технической базы.

Мероприятия по реализации подпрограммы изложены в приложении № 2.

1. Обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования

Цель мероприятий данного направления – полное удовлетворение потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений.

Предусматриваются:

разработка и принятие муниципальной программы развития дошкольного образования, обеспечивающих доступность дошкольного образования для всех категорий детей;

создание вариативной сети дошкольных образовательных учреждений, предоставляющих родителям право выбора образовательных услуг.

2. Повышение качества системы дошкольного образования

Цель мероприятий данного направления – улучшение качества образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями, реализующими общеобразовательные программы дошкольного образования.

Предусматриваются:

широкое внедрение нового поколения программно-методического обеспечения дошкольного образования;

определение этнорегионального компонента содержания дошкольного образования;

создание муниципальной системы оценки качества дошкольного образования;

повышение профессиональной компетентности педагогических кадров системы дошкольного образования.

3. Стимулирование инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений

Цель мероприятий данного направления – поддержка лучших дошкольных образовательных учреждений и лучших педагогов.

Предусматриваются:

грантовая поддержка инновационных проектов по развитию дошкольного образования;

проведение районных конкурсов среди дошкольных образовательных учреждений и педагогов.

4. Нормативно-правовое регулирование и программно-методическое обеспечение организации дошкольного образования

Цель мероприятий данного направления – обеспечение соблюдения законодательства в области дошкольного образования.

Предусматриваются:

внедрение нормативно-правовых и организационных механизмов развития новых типов и видов учреждений (организаций), в том числе интегрированных со школой, учреждениями дополнительного образования, здравоохранения, культуры, автономных учреждений, семейных, частных, корпоративных детских садов;

внедрение механизмов нормативного подушевого финансирования услуг дошкольного образования с учетом типов и видов учреждений.

5. Раннее сопровождение ребенка и семьи

Цель мероприятий данного направления – создание институциональных механизмов ранней диагностики и постоянного медико-психолого-педагогичес­ко­го сопровождения детей.

Предусматриваются:

организация комплексной ранней диагностики каждого ребенка дошкольного возраста с целью проектирования индивидуального образовательного маршрута и последующего психолого-медико-педагогического сопровождения;

развитие в дошкольных образовательных учреждениях вариативных моделей сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

6. Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования

Цель мероприятий данного направления – создание системы непрерывного образования, модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Предусматриваются:

введение новой системы оплаты труда, стимулирующих выплат по результатам труда работникам дошкольных образовательных учреждений;

оптимизация штатных расписаний дошкольных образовательных учреждений в зависимости от вида и категории;

разработка и реализация программы системной подготовки и переподготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений по предшкольному образованию.

7. Совершенствование материально-технической базы

Цель мероприятий данного направления – обновление материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями.

Предусматриваются:

строительство нового современного детского сада в с.Красные Четаи ,  ремонт существующих дошкольных образовательных учреждений;

оснащение образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования, современным технологическим, учебно-игровым оборудованием и мебелью.

 

IV. Ресурсное обеспечение подпрограммы

 

            Основными источниками финансирования подпрограммы являются средства федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики и местного бюджета.

Подпрограмма предусматривает программно-целевое финансирование мероприятий, что соответствует принципам формирования республиканского бюд­жета Чувашской Республики.

Механизм привлечения и использования долевых финансовых средств федерального бюджета, средств местных бюджетов определяется соответствующими соглашениями, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Чувашской Республики и органов местного самоуправления. Подпрограмма предусматривает возможность софинансирования конкретных проектов и мероприятий за счет средств федерального бюджета в рамках действующих федеральных целевых программ.

           

Объемы и источники финансирования подпрограммы

 

(тыс. рублей)

Объемы затрат по источникам финансирования

Годы реализации

Итого

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Всего

в том чи­сле:

 

69,9

746,5

750,6

100816,9

825,0

927,0

935,6

933,8

943,1

941,2

107889,6

из федераль­ного бюджета

 

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

из респуб­ликанского бюджета Чувашской Республики

 

0

676,5

680,5

80746,6

754,6

856,5

864,9

863,0

872,2

870,2

87185,0

из местных бюджетов

69,9

70,0

70,1

20070,3

70,4

70,5

70,7

70,8

70,9

71,0

20704,6

 

Объем инвестиций и других расходов на финансирование подпрограммы может ежегодно уточняться исходя из возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.

 

V. Механизм реализации подпрограммы

 

Государственным заказчиком подпрограммы является администрация Красночетайского района Чувашской Республики. Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления, осуществляющих меры по выполнению подпрограммы, согласованность действий по ее реализации, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, осуществляет взаимодействие с исполнителями подпрограммы, а также общий контроль за ходом и реализацией подпрограммы.

Исполнители мероприятий подпрограммы ежегодно к 15 февраля до
2021 года представляют информацию о ходе выполнения подпрограммы в администрацию Красночетайского района Чувашской Республики . Администрация Красночетайского района Чувашской Республики ежегодно к 1 марта до 2021 года представляет в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе работ по реализации подпрограммы и эффективности использования финансовых средств.

По окончании срока реализации подпрограммы отдел образования до 1 марта 2021 г. представляет в администрацию Красночетайского района доклад о выполнении подпрограммы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.

 

VI. Результаты реализации подпрограммы.

Оценка социальной и экономической эффективности подпрограммы

 

Оценка эффективности реализации подпрограммы проводится в сравнении с 2008 годом с учетом следующих показателей:

удельный вес детей, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей в возрасте от 1 до 6,5 года, – увеличение на 21,7 процента;

удовлетворение потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений на 100 процентов;

удельный вес дошкольных образовательных учреждений, оказывающих услуги сверх стандарта дошкольного образования, – увеличение на 62 процента;

удельный вес численности педагогов дошкольных образовательных учреждений с высшим образованием в общем числе педагогов дошкольного образования – 100 процентов;

удельный вес детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих коррекционную помощь и образование, в общей численности выявленных детей данной категории – 100 процентов.

Оценку эффективности расходования бюджетных средств планируется осуществлять ежегодно в течение срока реализации подпрограммы.

Предполагается, что экономическая эффективность подпрограммы будет выражена в повышении уровня жизни молодых семей, увеличении их трудового потенциала.

Социальная эффективность подпрограммы будет выражена в улучшении демографических показателей, обеспечении равных стартовых возможностей каждому дошкольнику для получения школьного образования.

Методика оценки эффективности реализации подпрограммы изложена в приложении № 3.

 

 

_____________