ПОДПРОГРАММА
«Развитие системы дошкольного образования в Красночетайском районе Чувашской Республики
на 2011–2020 годы» районной целевой «Программы развития
образования в Красночетайском районе Чувашской Республики на 2011–2020 годы»
ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ
Наименование подпрограммы |
– |
подпрограмма «Развитие системы дошкольного образования в Красночетайском районе Чувашской Республики на 2011–2020 годы» районной целевой «Программы развития образования в Красночетайском районе Чувашской Республики на 2011–2020 годы» |
|
|
|
Основание для принятия решения о разработке подпрограммы |
– |
Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года, утвержденная Указом Президента Чувашской Республики от поручение Президента Российской Федерации на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления от 1 февраля подпрограмма «Развитие системы дошкольного образования в Чувашской Республике на 2011-2020 годы» Республиканской целевой программы развития образования в Чувашской Республике на 2011-2020 годы |
|
|
|
Государственный заказчик подпрограммы |
– |
Администрация Красночетайского района Чувашской Республики |
|
|
|
Основной разработчик подпрограммы |
– |
Отдел образования администрации Красночетайского района Чувашской Республики |
|
|
|
Цели подпрограммы |
– |
развитие системы дошкольного образования в Красночетайском районе и обеспечение государственных гарантий прав граждан на качественное и доступное дошкольное образование |
|
|
|
Задачи подпрограммы |
– |
обеспечение равных стартовых условий для полноценного физического и психического развития детей дошкольного возраста как основы их успешного обучения в школе; повышение качества дошкольного образования; совершенствование материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений |
|
|
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
– |
к 2020 году (по сравнению с 2008 годом): удельный вес детей, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей в возрасте от 1 до 6,5 года, – увеличение на 21,7 процента; удовлетворение потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений на 100 процентов; удельный вес дошкольных образовательных учреждений, оказывающих услуги сверх стандарта дошкольного образования, – увеличение на 62 процента; удельный вес численности педагогов дошкольных образовательных учреждений с высшим образованием в общем числе педагогов дошкольного образования 100 процентов; удельный вес детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих коррекционную помощь и образование, в общей численности выявленных детей данной категории |
|
|
|
Сроки реализации подпрограммы |
– |
2011–2020 годы |
|
|
|
Объемы и источники финансирования |
– |
предполагаемый объем финансирования подпрограммы в 2011–2020 годах составит 107889,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств: республиканского бюджета Чувашской Республики –87185,0тыс. рублей ; местных бюджетов – 20704,6 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социальной и экономической эффективности |
– |
полное удовлетворение потребностей населения в услугах дошкольных образовательных учреждений ; увеличение охвата детей организованными формами дошкольного образования до 90 процентов (в 2008 году – 62 процента); обеспечение дошкольных образовательных учреждений педагогами, имеющими высшее педагогическое образование (в 2008 году – Социальная эффективность подпрограммы будет выражена в повышении качества услуг, предоставляемых образовательными учреждениями, реализующими программы дошкольного образования, обеспечении равных стартовых возможностей каждому дошкольнику для получения школьного образования, снижении социальной и психологической напряженности в обществе. Экономическая эффективность подпрограммы будет достигнута за счет введения нормативного финансирования, перевода дошкольных образовательных учреждений на финансовую самостоятельность, приведения наполняемости групп в соответствие с нормативными показателями |
|
|
|
Система организации контроля за выполнением подпрограммы |
– |
контроль за реализацией подпрограммы осуществляет государственный заказчик – администрация Красночетайского района Чувашской Республики . Исполнители мероприятий подпрограммы ежегодно к 15 февраля до 2021 года представляют информацию о ходе выполнения подпрограммы в администрацию Красночетайского района Чувашской Республики. Администрация Красночетайского района Чувашской Республики ежегодно к 1 марта до 2021 года представляет в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе работ по реализации подпрограммы и эффективности использования финансовых средств. По окончании срока реализации подпрограммы отдел образования администрации Красночетайского района до 1 марта |
I. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена подпрограмма
Развитие системы дошкольного образования в Красночетайском районеЧувашской Республики направлено на гармоничное, адекватное возрастным особенностям развитие детей дошкольного возраста. Дошкольное образование призвано обеспечить для каждого ребенка тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным в начальной школе и на последующих ступенях обучения.
Актуальность разработки подпрограммы обусловлена значительными организационными и содержательными изменениями в системе дошкольного образования, возникшими в результате социально-экономических преобразований: увеличением рождаемости детей, возрастанием потребности населения в получении разнообразных образовательных услуг для детей дошкольного возраста, увеличением числа родителей, желающих пользоваться услугами дошкольных учреждений до достижения детьми трехлетнего возраста.
В Красночетайском районе создана вариативная многофункциональная сеть дошкольных образовательных учреждений, которая предоставляет широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, потребностей семьи и общества в целом. В районе функционируют 2 дошкольных образовательных учреждения, 5 учреждений «начальная школа – детский сад». Открываются группы дошкольного образования в общеобразовательных школах и группы кратковременного пребывания для детей, не посещающих детские сады. В настоящее время их насчитывается соответственно 6 и 4. Более 74 процентов детей старшего дошкольного возраста заняты различными формами предшкольной подготовки.
Однако в развитии системы дошкольного образования есть ряд проблем, требующих ускоренного решения. В соответствии с Федеральным законом от
6 октября
С 2000 года в районе отмечается значительный рост потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений.
Несмотря на введение дополнительных мест в функционирующих детских садах и общеобразовательных школах, проблема ликвидации очередности в дошкольные образовательные учреждения остается по-прежнему актуальной. По состоянию на 1 сентября
С учетом нынешнего состояния муниципальной системы дошкольного образования (обеспеченность местами и охват детей), демографических перспектив предлагаются приоритетные меры, способствующие развитию сети дошкольных учреждений:
строительство нового здания детского сада в с.Красные Четаи
Наряду с этими затратными мерами прирост мест можно обеспечить за счет открытия дополнительных групп полного дня и групп кратковременного пребывания детей на базе свободных площадей общеобразовательных школ.
Особого внимания требует решение вопроса обеспечения доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В настоящее время дошкольные учреждения не оказывают специализированные услуги по коррекции зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и т.п из-за отсутствия необходимых условий. Для решения этой проблемы необходимо развивать систему инклюзивного и интегративного дошкольного образования. Требуется открытие дополнительных групп для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии.
В дошкольных образовательных учреждениях ведется большая работа по оздоровлению детей. Формирование здоровьесберегающей среды, интеграция профилактических и оздоровительных технологий в воспитательно-образовательный процесс являются одними из актуальных направлений современной системы дошкольного образования. Необходимо продолжить работу по совершенствованию организации питания детей, в том числе с учетом особенностей их здоровья.
Не менее значима проблема повышения качества дошкольного образования. Услуги, предоставляемые дошкольными образовательными учреждениями, не в полной мере отвечают меняющимся запросам родителей. Недооценка значения игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте и обогащения игровой среды может привести к серьезным упущениям в развитии ребенка. Необходимо усилить работу по созданию современной предметно-развивающей среды и оценки качества дошкольного образования, разработке системы сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, при котором каждое образовательное учреждение выступает отдельным ресурсом для других образовательных учреждений и родителей детей дошкольного возраста. Работа детского сада должна стать открытой и доступной для объективной оценки качества дошкольного образования. Одним из приоритетов должны стать укрепление материально-технической базы и оснащение игровым оборудованием.
Серьезного внимания требует развитие речи ребенка, так как дети дошкольного возраста характеризуются повышенной чувствительностью к овладению языком. В связи с увеличением числа двуязычных детей существует проблема обучения их грамотной речи. Эти моменты недостаточно учитываются в практике работы детских садов, лишь в МДОУ «Детский сад «Рябинушка» в штаты учреждения введен учитель-логопед , но на не полную ставку.
Имеются также проблемы в кадровом обеспечении дошкольных образовательных учреждений. Низкий уровень заработной платы педагогов системы дошкольного образования (в среднем в 1,5–2 раза меньше, чем у учителей) ведет к текучести кадров и не позволяет обеспечить детские сады высококвалифицированными педагогическими кадрами. Это в свою очередь ведет к снижению качества дошкольного образования. Одной из мер по улучшению этой ситуации должно стать введение новой системы оплаты труда, ориентированной на улучшение качества и результативности труда.
Существующие организационные формы дошкольного образования не удовлетворяют полностью растущие потребности населения. Требуется создание дополнительных альтернативных форм дошкольного образования (семейные детские сады, домашние детские сады, центры игровой поддержки и др.). Для эффективного развития сети альтернативных форм дошкольного образования необходимо привлечь организации разной формы собственности.
Дошкольное образование позволяет обеспечить ребенку полноценное детство, социальную адаптацию, качественную подготовку к обучению в школе, а родителям – реализовать право на труд, участие в общественной жизни. Оно востребовано родителями, поэтому должно быть гибким, многомодельным, отвечающим социальным запросам населения. Для решения демографических задач дошкольное образование должно стать общедоступным, место в детском саду должно быть предоставлено каждому ребенку.
Мероприятия подпрограммы направлены на решение вышеуказанных проблем.
II. Основные цели и задачи, сроки реализации подпрограммы
Основными целями подпрограммы являются развитие системы дошкольного образования в Красночетайском районе ,обеспечение государственных гарантий прав граждан на качественное и доступное дошкольное образование.
Задачами подпрограммы являются обеспечение равных стартовых условий для полноценного физического и психического развития детей дошкольного возраста как основы их успешного обучения в школе; повышение качества дошкольного образования; совершенствование материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений.
Индикаторы ожидаемой эффективности реализации подпрограммы приведены в приложении № 1.
Реализация мероприятий, предусмотренных подпрограммой, будет осуществляться в 2011–2020 годах.
III. Перечень мероприятий подпрограммы
Подпрограмма включает следующие мероприятия по приоритетным направлениям развития системы дошкольного образования:
обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования;
повышение качества системы дошкольного образования;
стимулирование инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений;
нормативно-правовое регулирование и программно-методическое обеспечение организации дошкольного образования;
раннее сопровождение ребенка и семьи;
создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования;
совершенствование материально-технической базы.
Мероприятия по реализации подпрограммы изложены в приложении № 2.
1. Обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования
Цель мероприятий данного направления – полное удовлетворение потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений.
Предусматриваются:
разработка и принятие муниципальной программы развития дошкольного образования, обеспечивающих доступность дошкольного образования для всех категорий детей;
создание вариативной сети дошкольных образовательных учреждений, предоставляющих родителям право выбора образовательных услуг.
2. Повышение качества системы дошкольного образования
Цель мероприятий данного направления – улучшение качества образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями, реализующими общеобразовательные программы дошкольного образования.
Предусматриваются:
широкое внедрение нового поколения программно-методического обеспечения дошкольного образования;
определение этнорегионального компонента содержания дошкольного образования;
создание муниципальной системы оценки качества дошкольного образования;
повышение профессиональной компетентности педагогических кадров системы дошкольного образования.
3. Стимулирование инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений
Цель мероприятий данного направления – поддержка лучших дошкольных образовательных учреждений и лучших педагогов.
Предусматриваются:
грантовая поддержка инновационных проектов по развитию дошкольного образования;
проведение районных конкурсов среди дошкольных образовательных учреждений и педагогов.
4. Нормативно-правовое регулирование и программно-методическое обеспечение организации дошкольного образования
Цель мероприятий данного направления – обеспечение соблюдения законодательства в области дошкольного образования.
Предусматриваются:
внедрение нормативно-правовых и организационных механизмов развития новых типов и видов учреждений (организаций), в том числе интегрированных со школой, учреждениями дополнительного образования, здравоохранения, культуры, автономных учреждений, семейных, частных, корпоративных детских садов;
внедрение механизмов нормативного подушевого финансирования услуг дошкольного образования с учетом типов и видов учреждений.
5. Раннее сопровождение ребенка и семьи
Цель мероприятий данного направления – создание институциональных механизмов ранней диагностики и постоянного медико-психолого-педагогического сопровождения детей.
Предусматриваются:
организация комплексной ранней диагностики каждого ребенка дошкольного возраста с целью проектирования индивидуального образовательного маршрута и последующего психолого-медико-педагогического сопровождения;
развитие в дошкольных образовательных учреждениях вариативных моделей сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
6. Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования
Цель мероприятий данного направления – создание системы непрерывного образования, модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Предусматриваются:
введение новой системы оплаты труда, стимулирующих выплат по результатам труда работникам дошкольных образовательных учреждений;
оптимизация штатных расписаний дошкольных образовательных учреждений в зависимости от вида и категории;
разработка и реализация программы системной подготовки и переподготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений по предшкольному образованию.
7. Совершенствование материально-технической базы
Цель мероприятий данного направления – обновление материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями.
Предусматриваются:
строительство нового современного детского сада в с.Красные Четаи , ремонт существующих дошкольных образовательных учреждений;
оснащение образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования, современным технологическим, учебно-игровым оборудованием и мебелью.
IV. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Основными источниками финансирования подпрограммы являются средства федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики и местного бюджета.
Подпрограмма предусматривает программно-целевое финансирование мероприятий, что соответствует принципам формирования республиканского бюджета Чувашской Республики.
Механизм привлечения и использования долевых финансовых средств федерального бюджета, средств местных бюджетов определяется соответствующими соглашениями, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Чувашской Республики и органов местного самоуправления. Подпрограмма предусматривает возможность софинансирования конкретных проектов и мероприятий за счет средств федерального бюджета в рамках действующих федеральных целевых программ.
Объемы и источники финансирования подпрограммы
(тыс. рублей)
Объемы затрат по источникам финансирования |
Годы реализации |
Итого | |||||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 | ||
Всего в том числе: |
69,9 |
746,5 |
750,6 |
100816,9 |
825,0 |
927,0 |
935,6 |
933,8 |
943,1 |
941,2 |
107889,6 |
из федерального бюджета |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
из республиканского бюджета Чувашской Республики |
0 |
676,5 |
680,5 |
80746,6 |
754,6 |
856,5 |
864,9 |
863,0 |
872,2 |
870,2 |
87185,0 |
из местных бюджетов |
69,9 |
70,0 |
70,1 |
20070,3 |
70,4 |
70,5 |
70,7 |
70,8 |
70,9 |
71,0 |
20704,6 |
Объем инвестиций и других расходов на финансирование подпрограммы может ежегодно уточняться исходя из возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.
V. Механизм реализации подпрограммы
Государственным заказчиком подпрограммы является администрация Красночетайского района Чувашской Республики. Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления, осуществляющих меры по выполнению подпрограммы, согласованность действий по ее реализации, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, осуществляет взаимодействие с исполнителями подпрограммы, а также общий контроль за ходом и реализацией подпрограммы.
Исполнители мероприятий подпрограммы ежегодно к 15 февраля до
2021 года представляют информацию о ходе выполнения подпрограммы в администрацию Красночетайского района Чувашской Республики . Администрация Красночетайского района Чувашской Республики ежегодно к 1 марта до 2021 года представляет в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе работ по реализации подпрограммы и эффективности использования финансовых средств.
По окончании срока реализации подпрограммы отдел образования до 1 марта
VI. Результаты реализации подпрограммы.
Оценка социальной и экономической эффективности подпрограммы
Оценка эффективности реализации подпрограммы проводится в сравнении с 2008 годом с учетом следующих показателей:
удельный вес детей, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей в возрасте от 1 до 6,5 года, – увеличение на 21,7 процента;
удовлетворение потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений на 100 процентов;
удельный вес дошкольных образовательных учреждений, оказывающих услуги сверх стандарта дошкольного образования, – увеличение на 62 процента;
удельный вес численности педагогов дошкольных образовательных учреждений с высшим образованием в общем числе педагогов дошкольного образования – 100 процентов;
удельный вес детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих коррекционную помощь и образование, в общей численности выявленных детей данной категории – 100 процентов.
Оценку эффективности расходования бюджетных средств планируется осуществлять ежегодно в течение срока реализации подпрограммы.
Предполагается, что экономическая эффективность подпрограммы будет выражена в повышении уровня жизни молодых семей, увеличении их трудового потенциала.
Социальная эффективность подпрограммы будет выражена в улучшении демографических показателей, обеспечении равных стартовых возможностей каждому дошкольнику для получения школьного образования.
Методика оценки эффективности реализации подпрограммы изложена в приложении № 3.
_____________